АД

АД (греч. – «обитель мертвых») – место, где после смерти будут находиться души не раскаявшихся при жизни на земле грешников. Противоположность ада – рай, куда попадут души праведных христиан. Представление о существовании ада возникло благодаря верованиям в загробную жизнь души человека. Христианство восприняло ветхозаветное представление об аде, согласно которому шеол (загробный мир) – сначала пространство под земной поверхностью, куда уходят тени и праведников, и грешных людей, позднее – место мучений душ грешников. Воспринятое христианством еврейское воззрение об аде было изменено в связи с учением об искуплении и воскресении мертвых и о Страшном суде. В дальнейшем развитии богословской мысли учение об аде пережило несколько стадий: 1) согласно учению Тертуллиана, Лактанция и Амвросия, ад есть переходное место для всех умерших между смертью и воскресением, за исключением мучеников, которые прямо переходят на небо; 2) в римско-католической церкви со времени папы Григория I Великого выдвигается учение о чистилище, которое находится между небом и адом и где пребывают души грешных христиан, пока не очистятся настолько, чтобы войти на небо; 3) в учении протестантов отвергается мысль о месте, среднем между адом и раем. Иисус Христос для наглядной иллюстрации будущности упорствующих в грехе пользовался сформировавшимся в иудаизме образом геенны (огненной), поскольку она ассоциировалась с конкретной местностью к югу от Иерусалима, где была устроена свалка непогребенных трупов преступников, чадящая санитарными кострами. Чувственно-образные христианские картины ада мало чем отличаются от иудейских – превалирует та же семантика огня (пекло) и конструкция многоуровневой подземной пропасти (преисподней). В католицизме постулируется наличие особого круга ада – лимба, предназначенного для душ благочестивых иноверцев, не просвещенных христианской проповедью. Они не будут испытывать ни моральных, ни физических страданий, но будут лишены права лицезреть Христа. В средневековой литературе наиболее красочно и в завершенной поэтической форме представления об аде описаны в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ад у него простирается глубоко внутрь земли и состоит из 9 кругов-уровней, раскрывающих средневековое представление о грехе. Ближе всех к поверхности земли – некрещеные младенцы и праведные христиане (уровень «лимб»), дальше помещались чревоугодники, сластолюбцы, еретики, насильники, лицемеры, воры и др. От вида греха зависят и адские мучения. Так, грех прелюбодеяния, блуда, чародейства, воровства наказывается пыткой огненной реки, доносчики, злоязычники и идолопоклонники караются повешением за язык и т.п.

 



 
PR-CY.ru