АГЕНДА

АГЕНДА – собрание предписывавшихся римской церковью формуляров, которыми должны были руководствоваться духовные лица. Именно они устанавливали порядок и формы богослужения. Впрочем, первоначально они сами означали церковные действия, совершение евхаристии в католической церкви. Римская церковь очень рано придавала большое значение достижению внешнего единства повсюду, куда распространялась папская власть (в частности – предписывалось везде совершать богослужение на латинском языке). Основание этому требованию положил папа Григорий I Великий (590–604 гг.) в своей Liber Sacramentorum, в которой и помещен служебный канон. Деятельность папы Бонифация V и принятие во Франции при Карле Великом церковных форм Рима дали обрядам римской церкви повсеместное распространение во Франции и в Германии. Нынешний порядок богослужения в католической церкви строится на целом ряде церковных книг, к обнародованию которых Тридентский собор (1545–1563 гг.) дал папам полномочия. Важнейшие из этих книг: Pontificale romanum Клемента VIII, Урбана VIII и Бенедикта XIV, Missale Romanum (касается церковных праздников) Пия V, Клемента VIII и Урбана VIII, Rituale Павла V и Бенедикта XIV и Breviarium Romanum (обнимающая предписанные церковью молитвы) – Пия V, Клемента VIII и Урбана VIII. Реформация XVI в. отклонила целый ряд церковных обрядов, предоставляя это свободе верующих. Но и тут очень скоро почувствовалась потребность в установлении единства. К этому стремился уже Лютер, издав агенду в 1526 г. Им были не только удержаны некоторые обряды католического богослужения, но частично был удержан и латинский язык. Церковный устав бранденбургского курфюрста Иоахима II (1540 г.) идет еще дальше, и только курфюрстом Иоанном Георгом (1572 г.) он был отброшен и заменен новой агендой, основанной на чистом учении Лютера. В своих позднейших правилах Лютер все больше и больше отходил от католических обрядов, признавая непременным началом отсутствие стеснения в таких внешних вещах. Отсюда возникло чрезвычайное разнообразие в разных странах, принявших лютерово исповедание, а между тем изданные агенды дожили и до следующего столетия. Еще больше, чем в лютеранской, создалось разнообразие в реформатских местных церквах, последствием чего стала борьба относительно обрядов между различными церквами, в которой выделились два направления – унионистов и конфессионалистов.

 
PR-CY.ru