АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 9

Он утверждал, что только в ней осуществляется истинная религия, только в ней таинствами и иерархической преемственностью передается данная для искупления человеческого рода благодать, только в лоне ее всемирного тела находит участие в спасении ничтожная человеческая единица. Это учение о церковном единстве человеческого общества как формы земного боговластия повторялось и в проповеди против манихеев. Августин – один из первых догматических обоснователей папской власти, т.е. теократического идеала на почве развития теории о примате апостола Петра, положившего краеугольный камень для римской церкви – церкви мира. Именно упорство донатистов, наряду с осознанием великой важности сохранения единства в христианстве, привело Августина к признанию права и обязанности для церкви пользоваться принудительной властью государства, чтобы заставить заблудших покориться и воссоединиться с правоверием. Так получил санкцию одного из величайших умов человечества принцип насилия в делах веры. Хотя насилие противоречило собственному религиозному чувству Августина, но юридический, латинский элемент его системы восторжествовал над личными человеколюбивыми чувствами великого христианского мыслителя. Еще более решительное значение для развития христианской догматики в вопросе о спасении души и отношения человечества к Богу имела борьба Августина с пелагианством. Спор, по сути, сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе. Главный фактор спасения у Пелагия – свободная личность, воссоединяющаяся с Богом по независимому почину своей воли. Это учение грозило идее Божьей власти над человечеством в теории и разрушением целостной его организации в практической жизни. В страхе перед этим крушением Августин-богослов отказался от свободы воли, которую признавал Августин-философ. Он вырвал из круга своих идей образ человека, ищущего правды и находящего спасение подвигом напряжения лучших свойств души, который был особенно мил его юношескому сердцу, вдохновленному платоновским идеализмом. В борьбе с пелагианством закалилось учение Августина о благодати и предопределении, которое уже раньше стало затемнять его прежнюю веру в философию, разум и волю, и, в конце концов, полностью их низвергло. В результате грехопадения Адама и Евы, писал Августин, райское блаженство выродилось в страдание и смерть по суду Божьему; над человечеством тяготеет наследственный грех, и воля его стала способной только на зло. На грех наследственный нарастают грехи индивидуальные, и каждый еще заражается грехами современников. Милосердие Божие открыло людям путь спасения через искупающую силу воплощения, страдания и смерти Божественного Сына (Бог есть любовь). Жертва Христа сокрушила всевластие дьявола над человеком. Одна только любовь обусловливает искупление и прощение родовой вины. Но это уже не помощь, а единоспасающее орудие (условие) избавления. Оно необходимо и совершенно не зависит от воли и заслуг человека. Но оправдание благодатью распространяется не на всех. По мнению Августина, Бог от начала мира предопределил тех людей, которые по своей воле смогут принять благодать и спастись. Большинство же останется преданным гибели, и человек не смеет спрашивать, почему Бог не пожелал открыть врата Царства Своего всему человечеству. Это – тайна высшей мудрости и справедливости Божества. Человеку следует покориться, в любви к Богу черпать веру и питать надежду на спасение, прославляя Бога.

 



 
PR-CY.ru