АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 8

Однако нельзя полагать, что этот последний этап пройден спокойно и гладко. Пережито и здесь много бурь и мук. Верным зеркалом огромной цены, которую пришлось заплатить «человеческому» духу Августина «успокоению в Боге», является его «Исповедь» – яркий документ величия и ничтожества, гениальности и беспомощности человеческой души, горящей от пламени мировой тайны. Она построена как гимн радости и благодарности Богу-спасителю и как вдохновенное поучение-пример «сочеловекам». Гордостью полон спасенный, когда смотрит на гибнущее человечество. Собственное же сознание этого гения и героя, отказавшегося от своего ума и от своей воли, пало ниц, раздавленное всемогуществом благодати. Разум капитулировал, образ «идеи» поблек. Отречение и покорность – таково настроение. Спасет «вера»; надо надеяться на «милость» Бога, отдав всю волю преданности Ему и «любви». Вера в Бога, пишет он, рождается посредством принятия авторитета свидетельств Библии о чудесах, связанных с жизнью Христа. В понятии о Боге стушевываются теоретические (космические) и идейные признаки (разума, мудрости), выступают эмоционально-этические мотивы. Троица характеризуется теперь предпочтительно аналогиями: любящий (Отец), любимый (Сын), любовь (Дух). Само понятие веры определяется как принятие недоказанного в подчинении авторитету. Такой поворот от свободного познания к смиренному повиновению осуществился отчасти в силу дальнейшего развития идейных тенденций самой натуры Августина, отчасти в силу психологической эволюции, связанной с впечатлениями жизни, отчасти вследствие практических требований пастырского служения. Вся деятельность Августина-епископа слагалась в борьбе с донатистами из-за идеи единства вселенского христианства, с пелагианцами – из-за благодати, с язычниками – из-за Града Божия. Ставился долг не только спасти себя, но и не дать погибнуть пасомым. Право власти пересилило право свободы, и все же разрешение проблемы об организации спасения оказалось парализовано суровой концепцией о благодати. Донатисты учили, что личное совершенство простого верующего и духовного лица (иерарха) есть необходимое условие первого, получающего благодатное действие от второго через посредство таинства. Если же иерархия общей церкви впадает в порок, то ее акты не спасают, а губят. Поэтому отдельные общины, возвышающиеся до «святости», должны отторгнуться от испорченного целого, спасаться в единении с чистыми. Отсюда – увлечение социальными реформами в духе всеобщего равенства: наиболее радикальные группы (циркумцеллионы) прямо бросались в кровавые аграрные революции, подстрекая неимущих против имущих. До крайности доходили они и в религиозном настроении, не только погружаясь в огненный аскетизм, но и отдаваясь безумным порывам изуверства вплоть до самосожжения. Августин почувствовал в этом не только опасность раскола в церковном единстве, но и угрозу насильственного расстройства общественного порядка, погружения личности, лишенной поддержки авторитета и предания, в пучину дикой анархии. Учению донатистов о личной святости он противопоставил теорию полной неспособности человека спастись без помощи божественного промысла. Их готовность рассыпаться на ячейки Августин опровергал грандиозной и строгой доктриной о вселенской церкви как единой носительнице правоверной традиции от апостолов.

 



 
PR-CY.ru