АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 5

Но первый, с кем он познакомился после приезда в Медиолан, был знаменитый на всю империю епископ Амвросий. Он научил Августина лучше всматриваться в сущность христианства. Августин прилежно выслушивал его проповеди, но не ради их содержания: его интересовало, соответствует ли красноречие Амвросия его славе. И постепенно ему стало казаться, что мысли Амвросия вполне доказуемы и вполне могли защитить православную веру от нападок манихеев, что прежде ему казалось немыслимым. Особенно произвели на него впечатление очень удачные толкования некоторых загадочных стихов из Ветхого Завета, и он стал укорять себя за то, что «некогда так легкомысленно поверил хулителям Закона». То, что раньше казалось низвергнутым манихейской критикой, было теперь принято как система пророческих и преобразовательных символов пришествия Спасителя, и Ветхий Завет внутренне объединился с Новым. Христианство представлялось Августину созвучным с платонизмом, только что спасшим его от крушения. Он вновь начал внимательно и вдумчиво изучать Священное Писание, и природа зла, которая по-прежнему оставалась для него главной проблемой, стала постепенно проясняться. «И тут я понял, – вспоминал он, – что только доброе может становиться хуже. Действительно, абсолютное добро не может претерпевать изменений, вообще же доброму некуда ухудшаться. Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в добром… Если доброе совсем лишится добра, оно исчезнет… и его не станет. Но пока оно есть, оно есть как доброе, и потому все, что есть – благо…» Бог сотворил все добрым, и в мире нет ничего, что не было бы сотворено Богом. И нет зла не только для Бога, но для всего сотворенного, ибо нет ничего, что пришло бы извне и нарушило установленный Богом порядок. Обычно злом полагают что-то одно, взятое само по себе, что не согласуется с чем-то иным. Однако если оно согласуется с чем-то третьим, то значит там оно уже не зло, а добро. Так Августин разрешил для себя один из самых мучительных вопросов. После этого он по-новому взглянул на христианство. «Я жадно ухватился за Книги, продиктованные Духом Твоим, – пишет он в своей «Исповеди», – и прежде всего за послания апостола Павла. Исчезли все недоразумения, бывшие у меня прежде, когда многое у него казалось мне противоречивым…» Поворотным моментом в становлении Августина в качестве христианина выступило чтение им Послания апостола Павла к Римлянам, окончательно склонившее его к принятию нового вероучения. В 387 г. Августин принимает крещение от Амвросия и навсегда оставляет Италию с твердым намерением начать новую жизнь. Душа его растрогана и поднята торжественной красотой богослужения, пением гимнов, введенных Амвросием в христианский культ. Их звуки будут всегда волновать его сердце, а в сознании уже вырисовываются линии католического символа веры. Смерть матери в Риме заканчивает подготовительную эпоху в жизни Августина. Она спасла душу сына, и ей больше нет места на земле. Рассказ о последней беседе с ней принадлежит к лучшим по лирической нежности местам в «Исповеди», и он указывает на выдающийся писательский талант Августина. Мысль матери и сына в этом предсмертном свидании как бы отделяется от грешной, преходящей земли, уносится к созерцанию всесовершенного, вечного Бога, и человеческие чувства тонут в бесконечности сверхчувственного мира.

 



 
PR-CY.ru