АВВАКУМ Петров - Страница 5

В заключении Аввакум написал свое знаменитое «Житие», сложенное по типу житий святых, которое представляет собой не только источник сведений о биографии и мировоззрении Аввакума, но также является произведением древнерусской литературы. «Житие» призвано было доказать, что Аввакум творит «дело Божье», а это лучше всего доказывается чудесными знамениями, смысл которых – освящение свыше мнений и деяний Аввакума: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам. Особенность этой книги заключается в том, что если раньше жития святых писались об умерших, то «Житие» Аввакума является первым автобиографическим произведением подобного жанра. При всех свойственных этому жанру прикрасах, к которым можно отнести и неопределенность в обозначении лиц, места и времени, оно представляет значительную ценность как исторический источник, характеризуя как самого Аввакума, так и московское общество середины XVII в. в его отношении к никоновским преобразованиям. Уже в «Житии» виден замечательный реализм Аввакума, который еще ярче проявляется в его истолковательных беседах на Священное Писание. Поражает его умение приноравливаться к пониманию своей паствы, и если иногда его выражения и образы грубы, то подобная грубость вполне соответствовала уровню духовного развития людей, к которым он обращался. Среди других сочинений: челобитные царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу, «Книга бесед» (1669–1673 гг.), «Книга толкований и нравоучений» (ок. 1673–1676 гг.), послания, адресованные отдельным лицам или группе почитателей, письма семье, Ф.П. Морозовой, Е.П. Урусовой и др. В челобитных Аввакум вначале как бы дружески уговаривает царей, а затем выступает с резким обличением. В посланиях к последователям он не знает в деле веры никаких уступок и подобную же ревность стремится возбудить и в своих единомышленниках. Имя Аввакума было широко известно уже при его жизни, его сочинения переписывались и расходились по России, хотя он и не создал никакого фундаментального, систематического религиозно-философского трактата. Аввакум призывал своих сторонников смело идти на страдания за веру. В итоге многие его последователи явились первыми проповедниками самосожжения. Он оказал огромное влияние на старообрядческое движение своей несокрушимой верой и стойкостью в многолетних тяжелых испытаниях. Как священномученник и исповедник Аввакум причислен к лику святых Русской православной старообрядческой церковью (1916 г.) и Древлеправославной церковью (1988 г.). Его нередко изображают на иконах.



 
PR-CY.ru