АББАТ - Страница 3

Так, при правнуках Карла Великого (IX в.) упоминается некий Гуго – аббат, который, нося официально звание архикапеллана, является канцлером и главной опорой колеблющегося трона. Однако этих влиятельных аббатов не следует смешивать с чисто светскими «аббатами-рыцарями» и «аббатами-графами», которых много появилось в воинственное время Карла Мартелла (VIII в.), отдававшего аббатства своим сподвижникам не для управления, а в виде жалованья. Из подчинения императорской власти аббатов вывела церковная реформа папы Григория VII. В X–XIII вв. аббат выполняет двоякую роль: становится членом церковной иерархии и духовной главой монастыря, подобно епископу именуется прелатом с правом голоса на церковных соборах, может получить митру и посох. Но право рукоположения, принадлежащее ему, ограничено сравнительно с правом епископа: он посвящает только в 4 низших церковных чина. Аббат, возглавлявший то или иное территориальное аббатство с приписанным к нему духовенством, обычно выделяется из местной епархии и именуется «удельным аббатом»; его юрисдикция соответствует полномочиям епархиального епископа, хотя обычно у него нет епископского посвящения. С XIII в. подчинение аббата как младшего юрисдикции своего епископа становится все более призрачным в силу практикуемой папами системы «исключений», которая ставит все большее число орденов и отдельных монастырей в непосредственную зависимость от папы, аббаты при этом часто наделяются особыми привилегиями Святого престола и подчиняются непосредственно папе. Высший тип такого «исключения» – это так называемые «ничьи аббатства», вся территория которых считается лежащей вне епархии и аббаты которых прямо уравниваются с епископом. В таком положении находятся около 20 аббатов (например, аббаты Монтекассино, Субиако, Фарфы, Сен-Мартинсберга, Эйнзидельна). С этим положением не хотели мириться епископы, что вызывало между ними и аббатами постоянные конфликты. Позднее, вместе с падением господствующего положения церкви, власть аббатов постепенно ослабевает. Государи все чаще вмешиваются в его выборы. С XVI в. эта духовная должность отдавалась в основном младшим отпрыскам знатных семей. Конкордат 1516 г. во Франции отдает право утверждения аббатов в руки короля. Тридентский собор (1545–1564 гг.) подчиняет аббатов епископам. Реформация в Германии и Англии и антикатолические движения XVIII в. привели к конфискации монашеского имущества. Тем самым экономическая мощь аббатов была подорвана. После Великой французской революции (1789–1799 гг.) этот титул стали использовать как вежливое письменное обращение к молодым людям духовного звания. В некоторых протестантских государствах (например, в Ганновере и Брауншвейге) титул аббата сохраняется за начальником учреждений, основавшихся в стенах упраздненных аббатств. Во Франции XVIII в. появляется несколько типов полусветских аббатов: 1) придворный аббат; 2) младший член «благородной» семьи, предназначенный занять выгодное аббатство и заранее носящий титул и одеяния аббата; 3) монах, которого дух времени и отвращение к замкнутой жизни оторвали от его обители и бросили в сутолоку века. Многие из них составили славу политической мысли и просветительской литературы XVIII в.



 
PR-CY.ru