АКАКИЙ СЕЛЕВКИЙСКИЙ

АКАКИЙ СЕЛЕВКИЙСКИЙ – несторианский католикос (484–496 гг.), богослов и духовный писатель, воспитанник Эдесской школы. Период правления Акакия Селевкийского в Церкви Востока был ознаменован острым конфликтом между ним и другим видным деятелем несторианства, митрополитом Нисибинским Бар Саумой, который после казни шаханшахом Перозом католикоса Бабая I Великого стал фактическим главой иранских несториан. Причины противостояния были не только личного характера: в отличие от Бар Саумы, сторонника национальной изоляции Церкви Востока и противника любых контактов с Антиохией и Константинополем, Акакий Селевкийский занимал в отношениях с Византией более умеренную позицию. Его избрание состоялось на Соборе в Бет-Лапате, созванном в 484 г. по инициативе стремившегося стать католикосом Бар Саумы. Когда участники Собора, не без давления со стороны властей, сделали выбор в пользу Акакия Селевкийского, Бар Саума не признал это избрание, но на Соборе в Бет-Адри (484 или 485 г.) он и его сторонники были вынуждены признать Акакия Селевкийского законным католикосом. Важное место в истории Церкви Востока занимает созванный Акакием Селевкийским в 486 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, где было осуждено монофизитство и принято исповедание веры, христологическая часть которого выдержана в духе строгого дифизитства; кроме того, была установлена обязательность брака для духовенства всех трёх иерархических степеней и разрешён второй брак для диаконов и священников. Вскоре после Собора отношения между Акакием Селевкийским и Бар Саумой вновь обострились, и в 491 г. два иерарха анафематствовали один другого. Около 491 г. католикос был направлен шаханшахом с дипломатической миссией в Константинополь, где он был признан православным. Принятие Акакия Селевкийского в церковное общение было воспринято обеими сторонами как уврачевание схизмы, вызванной деятельностью Бар Саумы. Акакий Селевкийский известен исследователям как автор полемических произведений, направленных против монофизитов, и нравственно-аскетических поучений о вере и посте. Для шаханшаха Кавада I (488–496; 499–531 гг.) он перевёл на среднеперсидский язык рассуждение о вере Элиши, епископа Нисибинского. Сохранившееся исповедание веры Акакия Селевкийского содержит, по мнению исследователей, старую антиохийскую христологию, без таких понятий, как взаимообщение свойств (лат. communicatio idiomatum) и ипостасное единство; с точки зрения акта единения 433 г. и вероопределения Халкидонского собора формальные признаки ереси в нём отсутствуют.

 
PR-CY.ru