АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 12 января), находится в соборном храме Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Сведений о появлении и истории прославления образа на Святой горе не сохранилось. Предание возводит время её пребывания на Афоне к концу XII в., когда св. Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища, и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций Жития святого подтверждения этому рассказу не содержится (исследователи полагают, что Акафистная Хиландарская икона упоминается в перечне чудотворных монастырских икон в эпилоге Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручницы (список 1804 г.): «Друга (икона), иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно»). Единственным достоверным сообщением об иконе, записанным со слов очевидцев, является история о её чудесном спасении во время пожара в монастыре в 1837 г. (Савва Хиландарец отмечает это событие как начало почитания Акафистной Хиландарской иконы). Иконографический тип – «Умиление». По наблюдениям Алексея Михайловича Лидова (дневники путешествий 1996 г.; не опубликованы), это – греческая икона XVI в. хорошей сохранности. Младенец изображён слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона заключена в серебряный оклад, по мнению исследователей, русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.). На окладе надпись: «Коневская Богоматерь». Размер образа в окладе около 87х65 см; без оклада около 80х60 см. Икона находится в местном ряду иконостаса Введенского собора (вторая от храмового образа), справа от царских врат. Перед иконой помещены три лампады и большая свеча. Сведения о происхождении названия иконы неопределённые, исследователи полагают, что в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Богоматери, также, по наблюдению епископа Порфирия (Успенского), оно может служить указанием на иконографию композиций рамы с изображением сцен Акафиста. Аналогичное наименование, судя по поздней надписи (на поле иконы конца XIX в., на окладе 1875 г.), имела икона Божьей Матери «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля (XII в., музеи Московского Кремля): «Акафистная Прес(вя)тыя Б(огороди)цы находящейся (в) хилее(ндар)ском монастыре Саввы Сербского», однако иконографический тип, воспроизведённый на этой иконе, исследователи считают иным, чем на образе из Хиландарского монастыря.

 
PR-CY.ru