АФИНОГЕН

АФИНОГЕН (ум. в 304 или 311 г.) священномученик (память 16 июля, в Сирийской церкви 24 июля, в Западной церкви 18 января), пострадал при императоре Диоклетиане вместе с десятью учениками, имена восьми из которых приведены в службе Афиногену: Ригин, Максимин, Патрофил, Аммон, Феофраст, Клеоник, Петр, Исихий. В греческих источниках Афиноген назван хорепископом Пидахфойским (по названию города в Малой Армении). Он устроил обитель, где подвизался вместе с учениками. Однажды, когда святитель отсутствовал, воины, посланные Филомархом, правителем (игемоном) Севастии, схватили его учеников и заключили в темницу. Узнав об этом, Афиноген отправился в Севастию, чтобы исповедать веру во Христа и разделить с ними испытания. Придя в город, святитель обличил жестокость Филомарха и просил заключить его в темницу вместе с учениками. На следующее утро, после отказа принести жертву языческим богам, на глазах у Афиногена его учеников жестоко истязали и затем обезглавили. Афиноген оставался твёрдым в христианской вере, за что нагим был подвешен на дереве и избит. Приговорённый к усечению мечом, Афиноген пожелал принять смерть около своей обители. По пути к месту казни навстречу святому вышла лань, вскормленная Афиногеном и утешавшая его, когда он разыскивал учеников. Осенив её крестным знамением, святой предрёк, что каждый год в этот день лань должна приводить к обители своего детёныша на заклание тем, кто будут совершать здесь память Афиногена и его учеников. Тело казнённого Афиногена захоронили на месте обители. Каждый год христиане собирались на его могиле, становясь свидетелями чуда: во время чтения Евангелия лань приводила детёныша и убегала обратно в пустыню. По свидетельству Василия Великого, Афиноген перед смертью сложил гимн, посвящённый Святому Духу: «А если кому известна и песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачества оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению, то он знает, какое мнение о Духе имели мученики». На основании этого свидетельства Афиногену приписывается авторство песнопения «Свете Тихий». Мощи Афиногена вместе с частицами мощей Иоанна Крестителя были перенесены Григорием Просветителем (III–IV вв.) в города Арташат и Багаван, где он установил почитание этих святых вместо культа местных языческих богов. Из Армении почитание святого распространилось в Грузию. В грузинских календарях праздник Атенагеноба, день памяти Афиногена, заместил древний языческий праздник Вардоба. В Константинополе была часовня, посвящённая Афиногену, которая находилась при Элефантинских воротах, соединявших императорский дворец с ипподромом. Сохранились пространные греческие Жития Афиногена: анонимное, созданное раньше 890 г.; приписываемое Анисию и в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. Согласно западной традиции, Афиноген принял мученическую смерть в огне. В Римском мартирологе его память отмечается 16 июля и 18 января, в Иеронимовом и Сирийском (411–412 гг.) – 24 июня. В ряде календарей константинопольского происхождения память Афиногена указывается 17 июля: в Синаксаре Константинопольской церкви X в., Типиконе Великой церкви X в., Петровом Синаксаре XI в. Согласно этим памятникам, служба Афиногену совершалась в константинопольской церкви великомученика Георгия в Кипарисии.

 



 
PR-CY.ru