АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ, Дадиани

АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ, Дадиани (ум. в 1815 г.) – митрополит Чкондидский Грузинской православной церкви (1777–1789 гг.), святитель Грузинской православной церкви (память 13 октября). Сын князя Самегрело Отии Дадиани и Гулкан, дочери Рачинского князя Шошиты Эристави. После смерти отца воспитывался под попечительством матери при дворе брата – князя Самегрело Кации Дадиани. Время и место пострига исследователям неизвестны. Духовную школу прошёл в Мартвильском монастыре. Некоторое время также обучался схоластической философии у католиков-миссионеров, но вскоре расстался с ними, сочтя их учение несовместимым с православием. Около 1757 г. с целью продолжения учёбы направился в Тбилиси, а затем – в Телави, где в основанной царём Ираклием II (приходившимся Антонию Чкондидскому свояком) школе совершенствовал свои знания. После возвращения в Самегрело (около 1761 г.) был возведён в сан епископа на Цагерскую кафедру. В 1777 г. переведён в Чкондиди с посвящением в сан митрополита (в XVII–XVIII вв. главами епархий здесь становились, в основном, представители господствовавшей в Самегрело фамилии Дадиани). Антоний Чкондидский прославился как красноречивый проповедник, произносящий понятные народу проповеди. В 1789 г. передал кафедру своему племяннику Виссариону (Дадиани) и удалился в основанный им Нахаребоуский монастырь. Антоний Чкондидский оказывал помощь бедным, активно выступал против торговли пленными. Предавал анафеме занимавшихся этим дворян, не разрешал священнослужителям посещать их дома, закрывал церкви в их селениях и запрещал все виды богослужения и треб (кроме крещения) в их семьях. Содействовал принятию подобного решения на состоявшихся в 1792 и 1794 гг. под его председательством церковных Соборах. Эти меры во многих случаях возымели действие – виновные заботились о выкупе проданных ими в рабство людей. Антоний Чкондидский во многом способствовал прекращению распрей между Гурией и Самегрело. В 1788 г. добился освобождения церковных владений от налогов и возврата церковных земель Мартвильскому, Нахаребоускому и Саирмскому монастырям. По инициативе Антония Чкондидского Филип Каитмазашвили осуществил переводы с армянской «Книги богословия Альфреда Мудрого» и «Великой логики», которые Антоний Чкондидский отредактировал. Мощи Антония Чкондидского покоятся под спудом в Нахаребоуском монастыре.

 
PR-CY.ru