АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ церковь

АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ церковь (окрестности Ларнаки, Кипр) – крестово-купольная базилика XII в. (?), построена в Кити на развалинах церкви V в. (?), разрушенной арабами; имеет латинскую пристройку XIII в.; обновлена в XVI в. В конхе алтарной апсиды сохранилась уникальная мозаика (открыл и издал Яков Иванович Смирнов), относящаяся к первоначальной декорации доиконоборческой церкви. На золотофонной мозаике изображена Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке и архангелы Михаил и Гавриил по сторонам. Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греческая надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространённых титлов. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией которых явился Эфесский собор 431 г. Однако такие надписи исследователи встречают в более позднее время на иконах Богоматери, хранящихся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (550–565 гг.). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны исследователям и по другим памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики церкви Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике (третья четверть V в.); собора Святой Софии в Константинополе (VI в.). По поводу датировки мозаики существовали различные точки зрения. Я.И. Смирнов считал возможным отнести её создание к V–VI вв.; к этой дате присоединились Шарль Мишель Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Фёдор Иванович Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу – к X в. Никодим Павлович Кондаков датировал её временем не позднее середины VII в., Виктор Никитич Лазарев также отнёс её к первой половине VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики великомученика Димитрия в Фесслонике, около 650 г. Принятой в настоящее время датировкой является вторая половина – конец VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, по мнению исследователей, не мог быть создан раньше второй половины VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в армянском рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о её принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлечённого, мистического стиля второй половины VI – первой половины VII вв. Этот стиль распространялся из Константинополя в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики монастыря великомученицы Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях второй четверти – середины VII вв.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625–638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642–649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, около 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет исследователям отодвигать памятник за пределы VI в. В куполе церкви Ангелоктисты Панагии сохранились фрески раннего XIV в. В северной части базилики есть пристройка XII в. (часовня святых целителей Козьмы и Дамиана) с росписью XV в., включающей фигуру конного великомученика Георгия Победоносца.

 
PR-CY.ru