АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ Шамс ар-Риаса ибн Кабар

АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ Шамс ар-Риаса ибн Кабар (ум. в 1324 г.) – коптский арабоязычный писатель, монофизит. Его труды – вершина «золотого века» копто-арабской литературы. Родился в богатой коптской семье, получил блестящее для своего времени образование; одинаково хорошо знал коптский и классический арабский языки, владел также греческим, еврейским, сирийским. По профессии врач. Состоял в клире храма Пресвятой Богородицы (аль-Муаллака) в Старом Каире. До 1283 г. служил секретарём у мамлюкского эмира Рукн ад-Дина Байбарса аль-Мансури. Основные труды: «Светильник во тьме, книга изложения церковной службы» («Китаб мисбах аз-зулма фи идaх аль-хидма») – богословская энциклопедия в 24 частях (с многочисленными дополнениями), призванная дать как мирянам, так и священникам целостное представление о догматике, канонах и богослужении Коптской церкви. Первая часть, посвящённая вопросам триадологии и христологии, составлена на основе трудов Яхьи ибн Ади и Севира ибн аль-Мукаффы. Затем следует история христианства, списки апостолов и Александрийских патриархов. Каноническая часть содержит помимо соборных определений библейские правила, а также перечень арабоязычных церковных авторов. Литургическая часть включает список литургических книг и описание церковных таинств и священнодействий (освящение храма, мира, посвящение во диакона и иерея, постриг, крещение, брак, погребение и др.). Затем следует описание уставной молитвы, порядка постов и церковного года. Главой 22 является так называемый Календарь Абу-ль-Бараката, содержащий краткие упоминания на каждый день года о праздниках и святых, почитаемых как на всём христианском Востоке (среди них Антоний Великий, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Григорий Богослов), так и только в Коптской и других инославных Восточных церквах (например, апа Самуил Каламунский, Беса (Виса), ряд коптских патриархов и т.д.). Наряду с другими восточно-христианскими календарями, синаксарями, минологиями и мартирологами Календарь Абу-ль-Бараката является ценным источником сведений по агиографии христианского Востока. В европейских библиотеках есть четыре рукописи, содержащие этот труд целиком; наиболее древняя из них датируется XIV в. При составлении сочинения Абу-ль-Баракат пользовался трудами таких авторов, как Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки, Ибн аль-Ассаль и др.; «Проповеди» («Китаб хутаб») и похвальные Слова, исследователи датируют 1298–1320 гг., среди которых проповеди на праздники годового круга, приветственные Слова (например, на приезд нубийского христианского царя Кириса) и надгробные речи (на смерть коптского патриарха Иоанна VIII (ум. в 1320 г.), епископа Иоанна Сандафского (ум. в 1298 г.) и др.). Эти творения, которые исследователи характеризуют метризованной формой и риторическим пафосом, являют собой образец классического арабского красноречия; «Великая лествица» («ас-Суллам аль-кабир») – полный копто-арабский словарь, состоящий из десятиглав, разбитых на 32 раздела; «Ясность умов, книга учения об основах (веры)» («Китаб джала аль-укул фи илм аль-усул») – 18 глав, посвящённых догматам христианской веры; полемическая работа по опровержению иудейских и мусульманских нападок на христианство (неопубликованная рукопись из Ватиканской библиотеки); «Послание блистательного разъяснения» («Рисалат аль-байан аль-азхар») – опровержение учения о предопределении (авторство двух последних работ также приписываются Абу-ль-Хайру ибн ат-Тайибу). Кроме того, Абу-ль-Баракат помогал эмиру Рукн ад-Дину в составлении компиляции по истории ислама, о чём свидетельствуют мусульманские историки Абу-ль-Махасин и аль-Макризи. Последние годы своей жизни Абу-ль-Баракат провёл в полном уединении.

 
PR-CY.ru