АКИЛА и ПРИСКИЛЛА

АКИЛА и ПРИСКИЛЛА, Аквила и Присцилла, или Приска, лат. Aquilas от aquila – орёл, Priscilla от prisca – древняя (I в.; память 4 января – Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февраля – память мученицы Прискиллы). Апостол от 70 Акила (упоминается не во всех апостольских списках) и его жена Прискилла, по происхождению иудеи из области Понт, жили в Риме и принадлежали к числу первых христиан. Акила и Прискилла и др. обращённые иудеи вели среди соплеменников проповедь христианства, что могло привести к раздорам и беспорядкам в еврейской общине Рима. Об изгнании евреев из Рима в 49 г. по распоряжению императора Клавдия сообщает римский историк Светоний. Акила и Прискилла поселились в Коринфе, где в 52 г. их посетил апостол Павел, прибывший в Коринф из Афин (Деян. 18:2–3). В Коринфе он оставался чуть больше полутора лет (Деян. 18:11), затем отправился в Эфес вместе с Акилой и Прискиллой (Деян. 18:18), которые стали активными помощниками в его миссионерском служении. Им приходилось рисковать жизнью за апостола (Рим. 16:4), который не раз с любовью упоминал их домашнюю церковь в Эфесе (1 Кор. 16:19; 2 Тим. 4:19). Когда апостол Павел отправился в Иерусалим, чтобы встретить там Пасху, в Эфес пришёл проповедник Аполлос, который хоть и правильно говорил и учил о Господе, но не был крещён христианским крещением, зная только крещение Иоанна Предтечи. Акила и Прискилла, услышав проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и разъяснили ему путь Господень, и впоследствии он усердно содействовал распространению христианства (Деян. 18:24–28), будучи причислен к апостолам от 70. После смерти императора Клавдия (54 г.) Акила и Прискилла возвратились в Рим, возможно, посланные туда апостолом Павлом для укрепления христианской общины и подготовки благоприятных условий для его собственной проповеди. В Риме в их доме проходили богослужебные собрания, и они были первыми среди римлян, кого апостол Павел удостоил своего приветствия и похвалы, причём имя Прискилла стоит перед именем её мужа (Рим. 16:3–4); об особой роли св. Прискиллы и женщины вообще в распространении христианской проповеди говорит в своих беседах Иоанн Златоуст. Согласно второму Посланию апостола Павла к Тимофею, епископу Эфесскому, Акила и Прискилла позже снова находились в Эфесе и были помощниками епископа Тимофея (2 Тим. 4:19). Письменных источников, сообщающих об их дальнейшей судьбе, не сохранилось. По преданию, принятому в православной агиографии, Акила стал епископом Ираклийским и был убит язычниками; мученическую кончину претерпела и его жена. Поздние мученические акты Акилы и Прискиллы относятся к VII в.; существует также греческое «Страдание мученицы Прискиллы», составленное не раньше VIII в. Краткое Житие святых было переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского.

 



 
PR-CY.ru