АНТИПА - Страница 2

Последование Антипе, помещённое в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, включает в себя цикл стихир на «Господи воззвах», два тропаря, один из которых общий, и канон с седальном, кондаком и икосом. В последовании в составе печатных Миней, используемых ныне в греческих церквах, нет тропаря, а стихиры на «Господи воззвах» и кондак с икосом после шестой песни канона утрени указаны отличные от помещённых в славянских Минеях. Канон Антипе четвёртого гласа с акростихом, принадлежащий Иосифу, имя которого вписано в тропари девятой песни, известен исследователям по рукописным студийским Минеям XII в. (Исторический музей); дополнения и разночтения к канону изданы по рукописям Венской Национальной библиотеки К. Ханником. Различные циклы стихир на «Господи воззвах», вошедшие в печатные богослужебные книги, а также седален после третьей песни канона утрени известны исследователям как по студийским, так и по иерусалимским (Российская национальная библиотека, XIV в.) рукописям. Тропари четвёртого гласа присутствуют только в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ. Типикон Великой церкви 1 февраля предписывает петь последование, подобное службе великомученика Трифона с общим тропарём и чтениями на литургии. Во многих греческих рукописях (например, XI в.) сохранился канон Антипе второго гласа с акростихом «Антипа низложил врага в небытие» гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны, и канон, надписанный в разных рукописях именами Феофана или Арсения (например, VIII, XI вв.), с акростихом «Песнями тебя, мученик Антипа, венчаю страстно». Из печатных книг исследователям известны службы Антипе, составленные Никодимом Святогорцем, Георгием Л. Вутерисом. Антипа изображается как седовласый старец, с седой заострённой бородой средней длины, в руках Евангелие; облачён в традиционные для епископов одежды: фелонь и омофор с крестами. Изображения святого сохранились: в диаконнике кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 1030 гг.; в Синаксаре 1030 г.; в росписи жертвенника церкви великомученика Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; на иконах XII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае; в апсиде церкви святителя Николая в Мелнике (Болгария), первая половина XIII в.; в церкви Успения монастыря Трескавац близ Прилепа (Македония), между 1334–1343 гг.; церкви Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция), 1359 г.; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.). Сцены мучения представлены: на миниатюре Минология (1327–1340 гг.); в росписи церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г. В русских памятниках изображение Антипы имеется: на иконе 1692 г. из церкви Харитона Исповедника в Огородниках (Москва); на иконе «Святитель Антипа Пергамский и преподобный Александр Ошевенский», XIX в.; на мозаике южной стены в церкви Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894–1907 гг., и др. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., он описан как «старец с длинной бородой». В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 11 апреля указано: «В руце свиток: Владыко Господи, спаси всех надеющихся на Тя, сед, курчеваты власы на главе, брада Власиева (священномученик Власий Севастийский), риза крестечная киноварь с белилом, амфор (омофор) и Евангелие».



 
PR-CY.ru