АНТИПА

АНТИПА (I в.) – епископ Пергамский, священномученик (память 11 апр.). Мученичество Антипы, пострадавшего в Пергаме (Малая Азия), упоминается в «Апокалипсисе» (Откр. 2:13), поэтому вопрос о времени его кончины связан с датировкой «Апокалипсиса»: одна традиция относит мученичество Антипы ко времени правления императоров Нерона и Веспасиана, другая – ко времени императора Домициана. Антипа, проповедовавший христианское учение, был обвинён местными жрецами в том, что из-за него языческие боги оставили Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрёкся от Христа, обещая ему почёт и безбедную старость, но тот остался верен Господу и был брошен внутрь раскалённого медного быка, где после долгих мучений умер с молитвой на устах. Был похоронен в Пергаме, над его могилой в V в. построен храм. Мироточивые мощи Антипы исцеляли больных, медный бык, в котором Антипа принял мученическую кончину, по свидетельству византийского историка Георгия Кедрина, при императоре Феодосии I Великом был перевезён в Константинополь. Там с IX в. существовал храм в честь Антипы, однако синаксари фиксируют почитание памяти святого в церкви св. апостола Иоанна Богослова близ храма Святой Софии. Память Антипы содержится во всех византийских календарях. В греческих синаксарях говорится об Антипе как о целителе зубных болезней: Синаксарь Константинопольской церкви X в., Минологий Василия II. Память Антипы указывается также в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. и Феодора Продрома (начало XII в.). О почитании Антипы на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцесловах Остромирова 1056–1057 гг. и Архангельского 1092 г. Евангелий. Служба Антипе содержится в Минее (Российский государственный архив древних актов, конец XI  начало XII вв.). В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод краткого Жития Антипы, включённый в русский нестишной Пролог. Это Житие является дополненным вариантом перевода из Минология Василия II. Из греческих источников представление об Антипе как о святом, молитвы которого помогают при зубных болезнях, перешло в русские богослужебные книги («благодать от Бога имат целити болезнь зубную» – «Апостол» Российской государственной библиотеки, около 1417 г.) и впоследствии укоренилось в народном религиозном сознании. В первой половине XIV в. Житие Антипы было вновь переведено (по мнению исследователей, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В Великих Минеях Четьих помещено пространное житие Антипы. Типикон Великой церкви  X–X вв. предписывает петь последование Антипе в церкви св. апостола Иоанна Богослова близ церкви Святой Cофии в Константинополе. Различные редакции Студийского устава – Евергетидский Типикон первой половины XII в., Мессинский Типикон 1131 г. – указывают совершать в день памяти Антипы будничную службу. Редакции Иерусалимского устава – ранние греческие списки (например, XII в.), первопечатный русский Типикон 1610 г., а также Типикон, используемый ныне в РПЦ, – содержат указание на совершение службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова).

 



 
PR-CY.ru