АБРАМОВЫ

АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830–1912 гг.?) и Иван Михеевич (1869 – 1930 гг.) – иконописцы из Космозерского погоста Олонецкой губернии. Михей Иванович – известный в Заонежье крестьянин-иконописец, самоучка, писавший иконы в «поморском» стиле – разновидность так называемого скитского письма, восходящего к древнерусским «северным письмам». Получил начальное обучение ремеслу у одного из последних иконописцев Выговского старообрядческого общежительства – Ивана Аверкиева. М.И. Абрамов выполнял заказы на исполнение иконостасов и роспись потолков в деревенских часовнях Заонежья, реставрировал иконы. Традиционной для местных умельцев-живописцев была роспись прялок, дуг, филёнок и дверей. Исследователи полагают, что М.И. Абрамов также занимался переписыванием книг для староверов. Около 1860 г. он исполнил большую тябловую икону «Деисус» с девятью предстоящими, изображёнными в рост. В 1899 г. М.И. Абрамов совершил паломничество в Соловецкий монастырь. Образы Соловецких чудотворцев были излюбленным сюжетом иконописца. М.И. Абрамов вместе с сыном расписывал церкви в деревне Великая Нива и предположительно в селе Козелье (?). Последняя его работа – роспись часовни в Космозерском погосте, для которой им же был сработан деревянный иконостас. Иван Михеевич Абрамов, сын М.И. Абрамова – иконописец, иконному делу выучился у отца, помогая ему с 12 лет. Среди заметных работ – создание в 1914 г. иконостаса в церкви деревни Уница. Он же расписывал «небеса» часовен в деревнях Медведево и Косельга. И. М. занимался перепиской старинных книг, к-рые украшал заставками и собственноручно переплетал в доски и кожу. В 20-х гг. XX в. в доме И.М. Абрамоа располагалась небольшая иконописная мастерская, в которой он работал с учениками. Абрамовы имели свои особенности в традиционной технологии иконного дела. Так, например, доски для икон делали из местной хвойной древесины (берёзу не использовали), как с ковчегом, так и без него; пигменты в основном покупали. М.И. Абрамов замешивал краски только на желтке; применял для окрашивания фонов самодельные масляные краски. Абрамовы придерживались старых (древнерусских) канонов в иконописи, но могли писать и в новом стиле, образцами которого служили иконы петербургских мастерских. Для иконографических справок пользовались неиллюстрированным иконописным подлинником. Контуры изображений переносили на левкас с помощью прориси, что позволяло им оставаться верными классическим образцам древнерусской иконописи, однако живопись в целом была эклектичной и упрощённой.

 
PR-CY.ru