АПАМЕЯ Сирийская - Страница 2

В эпоху исламских завоеваний после VII в. о православных епископах Апамеи исследователям ничего не известно; они полагают, что, скорее всего, долгое время кафедра пустовала. С XII в. епископы в Апамее появляются эпизодически, по мнению исследователей, как титулярные, что нашло отражение в византийских источниках. C XVI–XVII вв. Апамея была включена в территорию епархии Епифании (Хамы) Антиохийской православной церкви. В настоящее время кафедра в Апамее существует как титулярная. В это же время известно о существовании латинской кафедры епископов Апамеи в составе латинского Антиохийского патриархата, как титулярная она сохранялась в католической церкви до конца XV в. Руины Апамеи были идентифицированы Карстеном Нибуром, Константином Франсуа Вольнеем и Иоганном Людвигом Буркхардтом; в 1930 гг. раскопки здесь начал Х. Лакост, с 1950 гг. ведутся постоянно. Город, поделённый на регулярные кварталы и окружённый укреплениями, занимал площадь около 230 га. Исследователи нашли свидетельства того, что это место было обжито в эпоху хеттов: в основании одного из христианских храмов открыта стела царя Хамы (Урхилина, середина IX в. до н.э.). Уровни строительства вследствие частых разрушений чётко обозначены, что делает Апамею архитектурно-археологическим эталоном для эпох эллинизма и Византии. Остатки зданий, в основном, римской эпохи: форум с храмом богини Тихе, сооружение дворцового типа (как полагают исследователи, резиденция правителя, украшенная напольными мозаиками со сценами охоты) и др. В иллюстрированной рукописи XI в. Псевдо-Оппиана «Об охоте» Апамея изображена как окружённый стенами город, центром которого являлся собор с массивным куполом. Художественные вкусы философской школы Нумения отразились в уникальной серии мозаик, открытых под полами собора эпохи императора Юстиниана I. Среди сюжетов – композиции «Семь мудрецов Греции» (в том числе изображение Сократа), «Одиссей, вернувшийся на Итаку» (аллегория души, воскрешаемой философией), «Кассиопея, побеждающая в состязании с Нереидами» и др. В позднеантичную эпоху в Апамее и её окрестностях существовало множество христианских храмов, остатки которых датируются не раньше V – VI вв. и связаны, в основном, со строительством города при императоре Юстиниане I после землетрясений 526 и 528 гг. (церковь святых Космы и Дамиана, собор и базилика у северных ворот). Епископы Апамеи: Аристарх (I в.), Иеремия (начало III в.?), Алфей (314, 341 гг.), Ураний (361 г.), Иоанн (378, 381 гг.), Маркелл (около 390 г.), Агапит (конец IV в.), Полихроний (428, 431 гг.), Александр (433 г.), Домн (449, 451 гг.), Епифаний (457/458 г.), Конон (ум. в 492 г.), Иоанн Кодонат (470 г.), Марин (начало VI в.), Исаак (518 г.), Пётр (519 г.), Павел (около 530 г.), Фома (553 г.), Ансельм (?), Фавмарик (648/649 – 665/666 гг.), Горгий (711 г.), Георгий (1157 г.), Фома (конец XIII в.), Нифон (1373 г.).



 
PR-CY.ru