Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ

АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ

АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ (ум. в начале IV в.) – мученик Дризипарский (память 13 мая, в Греческой церкви 25 февраля, в Западной церкви 27 марта). Был воином и служил в Риме (по некоторым источникам, происходил из города Поццуоли в Кампании, близ Неаполя, по Никодиму Святогорцу – из Карфагена). Во время гонения императора Максимиана Александр Римский, отказавшись принести жертву идолу, предстал перед судом императора, обличил нечестивое поклонение бесам и убеждал исповедать Христа. Император предал его в руки комита Тивериана, который приказал повесить Александра Римского на дереве и рвать его тело железными крючьями. После этого Тивериан, взяв с собой Александра Римского, отправился во Фракию, чтобы и там начать преследование христиан. Туда же пришла и мать Александра Римского блаженная Пимения, узнавшая из видения обо всём, что произошло с сыном. Она навещала его в темнице и ободряла во время пыток: Александра Римского жгли огнём, избивали и влачили по земле, рассыпав по ней железные колючки. Вскоре после этого Александр Римский был обезглавлен в городе Дризипара (Друзипара) недалеко от Адрианополя; палач, сочувствовавший мученику, видел, как его душу вознесли на небо ангелы. Тело Александра Римского, брошенное Тиверианом в реку, вытащили и охраняли от хищных зверей и птиц четыре пса, пока его не нашла блаженная Пимения, которая и похоронила сына с честью. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца говорится, что память Александра Римского отмечалась в местности Кентуллины (Центумцеллы). На основании того, что автор сказания очень подробно описывает путь Александра Римского из Рима во Фракию (приводит названия всех городов и местностей, где побывал Александр Римский, и указывает даже часы, когда происходили некоторые события), исследователи готовы предположить, что он либо сам был свидетелем мученичества Александра Римского, либо был знаком с Житием, составленным его современником. Историк Феофилакт Симоката (VII в.) повествует, что аварский каган, изгнанный из Дризипары видением многочисленного войска, сжёг церковь Александра Римского в Анхиале и был наказан – болезнь уничтожила его воинов. Часть мощей святого сохранилась и находится в Праге. Пространное Житие святого переведено на славянский язык в конце XI в. Краткое Житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое Жития включены под 13 мая в Великие Минеи Четьи. В некоторых греческих синаксарях в этот же день упоминается Тиверианский епископ Александр, как предполагают исследователи, одно лицо с Александром Римским, неверное понимание Жития которого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в Великие Минеи Четьи. В серии «Analecta Hymnica Graeca» был издан канон Александру Римскому, не вошедший в печатные Минеи. По греческой рукописи 1431 г. исследователям известен канон (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа) Александру Римскому, многие тропари которого совпадают с опубликованным в «Analecta Hymnica Graeca», однако он надписан именем св. Александра Хиосского.

 
PR-CY.ru