АЛЕКСАНДР - Страница 2

Это вызвало резкий протест епископа Димитрия Александрийского, отвечая на упрёки которого Александр писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, может быть приглашён епископом для проповеди, и ссылался на известные ему прецеденты. Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но когда в 231 г., находясь проездом в Кесарии Палестинской, Ориген был при участии Александра рукоположён во пресвитера, конфликт стал неразрешимым. В Александрии один за другим были созваны два Собора (231, 232 гг.), на которых Ориген был отлучён и лишён сана. Однако в Палестине не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окружённый почётом, продолжал свою учёную деятельность в Кесарии. По сообщению Евсевия, «и Александр, епископ Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский всё время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения»; в гонение при императоре Деции Александр «за Христа предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во втором своём славном исповедничестве, испытал темницу, будучи увенчан старостью маститой и честными сединами. Он почил в заключении после своего прекрасного и славного свидетельства перед судом игемона». Дионисий Александрийский также с благоговением говорит о кончине Александра: конфликт двух церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя. Из произведений Александра исследователям известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у Иеронима Стридонского («De viris illustribus»). Это, в основном, письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому. Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-грузинской рукописи (XV в. Российская национальная библиотека) – в рост; в настенном минологии нартекса архиепископа Даниила II, Печская патриархия (Косово и Метохия), около 1565 г., – поясное изображение. Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе церкви Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309–1319 гг.; в нартексе церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.



 
PR-CY.ru