АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР (ум. в 250/251 г.) – епископ Иерусалимский (на кафедре с 213 г.), священномученик (память 12 декабря; 16 мая). Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое сочинение «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Когда в 202 г. гонение императора Септимия Севера вынудило Климента покинуть Египет, он направился к Александру, который был в то время епископом одного из городов Каппадокии (авторы более позднего времени помещают его кафедру во Флавиаде, Киликия). Александр претерпел от гонителей мучения, став исповедником Христовым, и провёл долгое время в тюрьме. Оттуда он направил послание к Антиохийской церкви по случаю избрания Антиохийским епископом Асклепиада. Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой Александра во время его заточения. Через некоторое время (как полагают исследователи, с кончиной Септимия Севера) Александр был выпущен из тюрьмы и предпринял паломничество в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест»; престарелый Иерусалимский  епископ Наркисс и жители Святого града были чудесным образом предуведомлены об этом. Наркисс и другие палестинские епископы стали упрашивать Александра принять на себя предстоятельство в Иерусалиме. Александр согласился и остался в городе в качестве помощника и преемника Наркисса. В одном из писем к жителям города Антинои Александр писал: «Наркисс, который прежде меня занимал епископскую кафедру в этой Церкви и ныне вместе со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду почти 116 лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет вас, чтобы вы пребывали в единомыслии». Взойдя на Иерусалимскую кафедру, Александр много занимался делами просвещения, устроил в Иерусалиме библиотеку, где впоследствии историк Евсевий Кесарийский находил сочинения, отсутствовавшие в богатой церковной библиотеке Кесарии Палестинской. Ещё в Александрии Александр стал почитателем трудов Оригена; когда в 215 или 216 г., во время египетского похода императора Каракаллы, учёный был вынужден бежать в Палестину, епископы Александр и Феоктист Кесарийский привлекли его к просветительской деятельности, и Ориген, не имея священного сана, начал проповедовать в церквах Кесарии и Иерусалима.

 



 
PR-CY.ru