АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ, Сахарусов - Страница 6

И.П. Верюжский сообщает, что он видел в Арсениевом Комельском монастыре рукописную книгу «Служба и чудеса преподобного Арсения», пожертвованную в монастырь в 1660 г. Краткое житие святого помещено в печатном Прологе 1662 г., что свидетельствует об общерусском почитании святого. В 1841 г. память Арсения Комельского внесена в Собор Вологодских святых, установленный по благословению Вологодского  епископа Иннокентия (Борисова). В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 24 августа помещена бденная служба Арсению Комельскому. Среди текстов службы Собора Вологодских святых Арсений Комельский упомянут в славнике стиховных стихир вечерни и во втором тропаре седьмой песни канона утрени. Одним из ранних сохранившихся изображений Арсения Комельского является икона-пядница второй половины XVII в. (Вологодский музей-заповедник; происходит из Казанской церкви села Порошина Вологодской области): преподобный представлен в рост, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, в молении пред иконой Божьей Матери Одигитрия, имеет с проседью волосы и длинную бороду, в правой руке – развёрнутый свиток с традиционным текстом: «Не скорбите убо братия»; фон пейзажный с изображением белой одноглавой церкви и реки; надпись: «Пр(е)п(о)д(о)бный Арсений иже на Комеле реце вологоцкий чюдотворецъ». Миниатюра с образом святого, стоящего внутри монастыря, окружённого деревянной стеной, – в рукописном сборника «Жития Вологодских святых», начало XVIII в. (Исторический музей). Образ Арсения Комельского есть в композиции «Собор Вологодских святых», например, на нескольких иконах XVIII в. (Вологодский музей-заповедник), на иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими святыми», XVIII в. (Вологодский музей-заповедник), – слева во втором ряду, на иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми», XVIII–XIX вв. (Вологодский музей-заповедник), где обычно представлен в левой группе, рядом с Сергием Нуромским и Иннокентием Комельским, как правило, у Арсения Комельского характерное удлинённое лицо, тёмные волосы и лопатообразная борода. В иконописном подлиннике конца XVIII в. (Библиотеки Академии Наук) под 24 августа об облике преподобного сказано: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия, испод празелень».



 
PR-CY.ru