АГРЕФЕНИЙ

АГРЕФЕНИЙ (вторая половина XIV в.) – архимандрит смоленского Богородичного монастыря. В 1370 гг. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в двух списках – XV и XVI вв. Имя паломника в научной литературе передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 1370и гг., принадлежащая архимандриту Леониду (Кавелину), основана на отсутствии упоминания турок, приведении имён «Иерусалимского митрополита» Германа и епископа Марка II (ум. в 1378 г.), а также на указании владений армянского духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем русских городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, <Великие> Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге Агрефений посетил острова Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христианские святыни (церковь Воскресения с её реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» Агрефений отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христианскими церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий Ветхого Завета (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и Нового Завета (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает Агрефений также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений игумена Даниила, своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, которые он посетил. Николай Иванович Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на некоторый архаизм лексики.

 
PR-CY.ru