АРБАНАСИ - Страница 2

По мнению исследователей, мастера, создавшие этот фресковый ансамбль были выходцами из Греции. В 1970 гг. в храме были проведены реставрационные работы. Церковь великомученика Георгия по своей архитектуре повторяет, в частности, близко расположенную к ней церковь Рождества Христова. Наос с притвором построены, как полагают исследователи, в конце ХVI в., придел с притвором сооружён в северной части церкви в конце ХVII – начале ХVIII в. Возникновение храма в конце XVI в. удостоверяет происходящая оттуда икона архангела Михаила, 1569 г. (Художественная галерея. Велико-Тырново). К росписи первого периода относятся фрески алтарного пространства; наос и восточная часть притвора были украшены фресками в 1709 г. художниками Христо (в посвятительной надписи назван «даскал» – учитель) и Стойо. В середине 1970 гг. по распоряжению Министерства культуры Болгарии была предпринята попытка снятия фресок на время строительной реставрации храма. Однако работы итальянского реставратора С. Пегацини оказались неудачными, в настоящее время фрески сохраняются в подсобном помещении вблизи церкви. Церковь великомученика Димитрия – однонефная постройка с приделом великомученика Георгия с севера и более поздним притвором с запада (не сохранился), расположена в центре Арбанаси. В начале ХХ в. являлась главным приходским (енорийским) храмом села. Ктиторская надпись над дверью на западной стене наоса сообщает, что церковь была расписана в 1621 г. Росписи этого периода – житийный цикл великомученика Георгия – сохранились в приделе. Второй красочный слой датирован серединой XVII в. В программе росписи исследователи выделяют композиции «Древо Иессеево» на восточной стене наоса над апсидой, на западной стене со стороны фасада – «Страшный Суд». Художественное качество фресок невысокое. В 1913 г. храм сильно пострадал в результате землетрясения. В настоящее время реставрируется. Церковь святителя Афанасия Александрийского расположена на кладбище Арбанаси. Это – однонефный храм с притвором и приделом св. Харалампия (с юга), также имеющим притвор. В программе росписи притвора, датированной 1667 г., представлены цикл Акафиста Божьей Матери и композиции с изображением мученичества апостолов; фрески придела св. Харалампия (Страшный Суд) выполнены в 1724 г. мастерами живописной школы города Трявны. Церковь архангелов Михаила и Гавриила в общих чертах повторяет архитектурный тип других арбанасских церквей, отличаясь лишь наличием конх с восточной, северной и южной сторон наоса; строение увенчано псевдокуполом, имеет придел великомученицы Параскевы. Ктиторская надпись указывает, что храм являлся монастырским. Фрески наоса созданы в первой половине ХVIII в., как полагают исследователи, румынскими художниками. Роспись притвора относится к 1761 г. и является одним из лучших образцов искусства Балкан этого периода. В надписи над входом на северной стене указаны имена мастеров: «Михаил из Салоник и Георгий из Букареста». Придел великомученицы Параскевы расписан также в ХVIII в. В 1927–1928 гг. все арбанасские храмы были объявлены памятниками старины, в 1970 гг. – памятниками культуры и стали функционировать как музеи (кроме соборов монастырей и церкви великомученика Георгия).



 
PR-CY.ru