АРБАНАСИ

АРБАНАСИ – село в 4 км к северо-востоку от города Велико-Тырново (Болгария), где находятся церкви Рождества Христова, великомученика Георгия, великомученика Димитрия, Афанасия Александрийского, архангелов Михаила и Гавриила и монастыри святителя Николая и Успения Пресвятой Богородицы. В болгарской науке нет единого мнения об обстоятельствах и времени возникновения Арбанаси. Название село получило от переселенцев – албанцев (арбанасов) из Эпира (Греция), основавших его, как полагают исследователи, в конце ХV – начале XVI вв. Первое письменное упоминание об Арбанаси содержится в фирмане султана Сулеймана 1538 г., где сказано, что вместе с другими деревнями село было подарено зятю султана Рустем-паше. Расцвет Арбанаси приходится на конец ХVI – конец ХVIII в., вплоть до разорения поселения кирджалийскими разбойниками. Большинство арбанасцев были богатыми торговцами, имевшими привилегии в Османской империи, вели торговлю с Валахией, Анатолией, Австрией, Италией, Россией и др. К 1640 г. в селе насчитывалось около 1000 домов, в период с XVI по XIX вв. Арбанаси приняло переселенцев из Фракии, Кратова и др. В ХVII в. здесь находились летние резиденции валашской фамилии Брынковяну, возможно, и Тырновского митрополита. Тогда же было открыто келийное училище. До освобождения Болгарии от османского ига официальным языком в Арбанаси был греческий. С конца ХVI в. до конца ХVII в. в Арбанаси было построено семь храмов, которые сохранились до настоящего времени. Самой ранней является церковь Рождества Христова, согласно ктиторской надписи над входом на западной стене наоса, расписанная в 1596 г. Это – однонефная, одноапсидная церковь с полуцилиндрическим сводом, массивными каменными стенами и черепичным покрытием, делающими церковное здание сходным с жилой постройкой. Архитектурный тип, созданный на примере церкви Рождества Христова, впоследствии был повторен в других храмах Арбанаси. Многочисленные ктиторские надписи позволяют исследователям проследить фазы обновлений храма. К середине 1670 гг. он был расширен: с запада пристроили притвор, так называемое женское отделение, с юга – придел св. Иоанна Предтечи с притвором, а также открытую галерею, арки которой впоследствии были заложены. Первоначальная роспись храма сохранилась фрагментарно: ктиторская надпись, образы двух святых воинов в наосе и композиция «Страшный Суд» на восточной стене притвора; в 1681 г. наос был расписан заново. Придел св. Иоанна Предтечи расписан в 1632 г., притвор в 1638 г., галерея между 1643 и 1649 г. Программа росписи храма является одной из самых богатых в поствизантийском искусстве на Балканах. В притворе изображены композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево», цикл Акафиста Божьей Матери, в приделе – житийный цикл Иоанна Предтечи, в его притворе и в галерее – минологий. В галерее также представлены композиции, иллюстрирующие события священной истории от Сотворения мира до Вселенских соборов. Богатство программы росписи подтверждает предположение о том, что храм в ХVII в. был резиденцией Тырновского митрополита. Все надписи в церкви выполнены на греческом языке.

 



 
PR-CY.ru