АННАЛЫ

АННАЛЫ – запись наиболее значительных событий по годам, один из основных жанров историописания в древности и в западном Средневековье. Погодные записи существовали ещё на Древнем Востоке (наиболее ранние примеры – «анналы Тутмоса» в Древнем Египте с XVI в. до н.э. и «царские анналы» Ассирии с 1200 до н.э.) и в античном Риме (консульские фасты, триумфальные фасты; сам термин «анналы» древнеримского происхождения). В Древнем Риме анналы представляли собой официальные записи важнейших событий по годам, которыми ведала жреческая коллегия понтификов. Около 130 г. до н.э. анналы были собраны в 80 книг («Большие анналы» – «Annales maximi ab initio rerum Romanorum usque ad P. Mucium pontificem maximum»), став официальной историей Рима, в которой недостающие сведения о ранних эпохах были восполнены за счёт легенд. Анналы послужили источником для более поздних исторических трудов Тита Ливия, Тацита и др. Средневековые анналы развивались как жанр церковного летописания, восходящий, с одной стороны, к римской традиции, с другой стороны, к кратким записям на полях и между строк пасхалий. Пасхальные анналы распространились в континентальной Западной Европе, по мнению исследователей, под влиянием англосаксонских миссионеров, для которых вопрос об исчислении дня празднования Пасхи в связи с противоборством в Англии в VII в. соответствующих ирландской и римской традиций сохранял особую остроту. Начиная с Дионисия Малого (VI в.) пасхалии велись по годам от Рождества Христова, что облегчало их использование для нужд историописания. Летосчисление от Рождества Христова, т.е. в универсальной временной перспективе, отличает средневековые анналы от древних эпонимных записей, организованных по годам правления магистратов. В отличие от других историографических жанров Средневековья (прежде всего, историй, деяний и Житий) в анналах приоритет отдаётся простой фиксации исторических событий во времени; при этом факты не являются предметом детального описания и осмысления через выявление причинно-следственных связей. В этом отношении анналы близки к хроникам. Уже в VIII в. анналы существуют независимо от пасхалий, что, как полагают исследователи, обусловлено как соображениями удобства (недостаток свободного пространства в пасхалиях), так и, главным образом, растущей потребностью общества, отдельных его институтов (королевская власть, монастыри, епископства) в исторической памяти. Необходимый импульс развитию анналистики придали масштабные изменения в политической и культурной жизни Западной Европы с созданием в VIII – начале IX вв. империи Каролингов. Наряду с имперскими, или «большими» («Annales regni Francorum», или по месту их обнаружения в аббатстве Лорш – «Annales Laurissenses maiores», а также «Annales Bertiniani» и «Annales Fuldenses», соответственно для западной и восточной частей империи), возникли также многочисленные монастырские («малые») анналы, определившие путь развития последующей анналистики, которая нередко имела отчётливо выраженный региональный и локально-монастырский характер. Наиболее поздние пасхальные анналы известны в XII–XIII вв. Жанр анналов отмирает к началу Нового времени. К последним анналам исследователи относят: «Церковные анналы» Барония (1588–1607 гг.), «Анналы королевства Ирландии, написанные четырьмя мастерами» (1632–1636 гг.) и анналы Санкт-Георгена в Шварцвальде, Германия (до 1627 г.).

 
PR-CY.ru