АНТИОХ

АНТИОХ (ум. в начале IV в.) – мученик Севастийский (память 16 июля, в Греческой церкви 15 июля), пострадал при императоре Диоклетиане. Согласно пространному греческому Житию, Антиох жил в городе Севастия (провинция Каппадокия) и был врачом; по преданию, приходился братом мученику Платону, благодаря которому уверовал во Христа. После обращения в христианство Антиох ходил по городам и сёлам, безвозмездно исцеляя больных. В Галатии был схвачен правителем области Адрианом, который подверг его тяжким мучениям: бросил в котёл, откуда Антиох вышел невредимым, напустил на него диких зверей, но они смиренно легли у его ног, а один заговорил человеческим голосом, обличая мучителей. Не добившись от Антиоха поклонения идолам, которые рассыпались в прах по его молитве, ему отсекли голову; из обезглавленного тела мученика источились кровь и молоко. При виде этого чуда его палач, воин Кириак, тотчас обратился ко Христу и разделил судьбу Антиоха. Празднование в честь Антиоха существовало уже в начале VII в., о чём свидетельствует Житие Феодора Сикеота (память 22 апреля). Некоторые исследователи отождествляют этого Антиоха с Антиохом Солцийским. В византийских календарях память Антиоха указывается или 15 июля – в Минологиии Василия II, в Синаксаре Константинопольской церкви X в., или 16 июля – в Типиконе Великой церкви IX–X вв., в Петровом Синаксаре XI в. В русских календарях память Антиоха указывается редко, первое упоминание его в месяцесловах относится только к концу XIII – началу XIV вв.: Синайский Апостол. В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод краткого Жития Антиоха, включённый в русский нестишной Пролог. В первой половине XIV в. Житие Антиоха было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Пространное Житие Антиоха находится в Великих Минеях Четьих. Современные греческие Минеи и другие источники упоминают Антиоха в связи с памятью его брата мученика Платона – 18 ноября. Из греческих рукописей христианского Востока исследователям известно два канона: Иосифа первого гласа, с акростихом «Венок плету тебе из слов божественных, о блаженный. Иосиф» и Феофана второго гласа, без акростиха, со второй песнью. В современной богослужебной практике православной церкви последование Антиоху не поётся.

 
PR-CY.ru