АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 7

С 1848 г. митрополиты Сремски-Карловцев стали носить титул патриархов. В 1920 г. вслед за государственным объединением сербов, хорватов, словенцев и македонцев в единое государство в единый Сербский патриархат объединены были и ранее самостоятельные церкви народов Югославии. Русская православная церковь (дочь Константинопольского патриархата) стала автокефальной в 1448 г. С 1589 г. предстоятели Русской церкви носят патриарший титул, утраченный в 1721 г. и восстановленный в 1917 г. Вслед за освобождением части греков от турецкого ига и образованием суверенного греческого государства в XIX в. учреждается автокефальная Афинская архиепископия, вначале самочинно, но потом она получает признание в Константинополе. Когда в начале ХХ в. в состав Греции вошла часть Македонии и Фракии, а также Крит, Константинопольский патриархат сохранил в своей юрисдикции эти территории. Румынская церковь стала автокефальной в 1865 г., после обретения румынским народом государственной независимости. В 1925 г. предстоятель Румынской церкви Мирон был возведён в сан патриарха. В XX в. образованы четыре новые автокефальные церкви: Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии и Американская. Автокефальный статус Православной церкви в Америке не признаётся в Константинополе. Ныне Вселенская православная церковь включает девять патриархатов. В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты (в диптихе, принятом в Константинопольском патриархате, Грузинская церковь занимает девятое место, после Болгарской церкви); шесть автокефальных церквей возглавляются архиепископами (Кипрская, Элладская и Албанская) и митрополитами (Польская, Чешских земель и Словакии и Американская). История образования поместных церквей не оставляет возможности для догматизации преимуществ тех или других первосвятительских кафедр. Сами каноны говорят о политических и, следовательно, исторически преходящих основаниях возвышения престолов. Гражданское положение города определяло, согласно этим канонам, его место в диптихе. В правиле 28 Халкидонского собора недвусмысленно сказано: «Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град». Здоровый церковный консерватизм, правда, проявляется в том, что преимущества кафедры могут сохраняться и после падения политического значения города, как это произошло с престолами Восточных патриархов.



 
PR-CY.ru