АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 28 августа), почитание начинается при царевне Софье Алексеевне, со времени начала Русско-турецкой войны в 1686 г. под предводительством князя Василия Васильевича Голицына. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее имени Александра III, в настоящее время местонахождение исследователям неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Леонтием Тарасевичем по заказу дьяка Фёдора Леонтьевича Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши. В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Божьей Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архимандритом Лаврентием (Крщановичем) с братией царю Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским патриархом Адрианом (справа). Ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; другая икона того же времени и подобной иконографии хранится в Третьяковской галерее. Особой службы иконе составлено не было.

 
PR-CY.ru