Религия древнего Египта

  1. Введение
  2. История
  3. Амарна
  4. Представления о богах
  5. Жречество и ритуалы
  6. Контрольные вопросы и Рекомендуемая литература

Представления о богах.

Египтяне, как и большинство народов древности, верили в существование множества богов. Культ животных в Египте приводил в изумление греческих и римских путешественников. На протяжении веков их пантеон сделался столь обширным, что путешественники не могли даже перечислить всех божеств. До начала III тысячелетия до н.э. каждое из сорока мелких государств (или номов), существовавших на территории Египта, имело своих богов. Все они почитались и после того, как Египет стал единым государством. Однако между ними была установлена иерархия в соответствии со значением нома, откуда происходило божество. Так, в эпоху Древнего царства верховным божеством считался солнечный бог Ра, бог города Гелиопоплиса, расположенного близ Мемфиса. Значение и характер религиозных культов менялись в течение многовекового развития египетского государства; смешивались верования древних охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки междоусобной борьбы, политического роста и упадка разных центров страны. В то же время для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений и верований, а многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории Египта.

Боги своими страстями, похождениями и внешним видом походили на людей, однако египтяне приписывали им облик животных: Хор изображался с головой сокола; Амон мог появляться с головой барана; Хатхор, богиня красоты, изображалась в виде коровы или с головой коровы и т.д. В последние века существования Древнего Египта в святилищах держали животных и поклонялись им, например, ибису и бабуину в храмах Тота, корове – в храме Хатхор в Дендере и т.д. В Бубастисе, в дельте Нила, поклонялись богине Баст в виде кошки. Самое знаменитое из священных животных – бык Апис, воплощение Птаха, его «великая душа». После смерти священное животное мумифицировали; Серапий близ Мемфиса – гигантский погребальный склеп, где обретали покой тела быков Аписов.

Культ животных (зоолатрия) приводил к изумлению греческих и римских путешественников. Однако он приобрел большое значение только к самому концу существования Древнего Египта. Первоначально каждая земля, каждый ном, имели свой тотем, животное, в котором воплощалось божество-покровитель общины.

Боги, полагали египтяне, обитают в изображающих их статуях, стоящих в самых потаенных частях каждого храма. Как большого вельможу, подобного самому фараону, бога следует утром разбудить молитвой, омыть, умастить благовониями, облачить и накормить. Ублажаемые и развлекаемые песнопениями и курением фимиама, боги вкушали три трапезы в день. В праздничные дни боги выходили из храмов, их статуи устанавливали в лодках, и эти выходы производили на народ огромное впечатление. В остальное время в храм могли входить только жрецы.

Жрецы должны были совершать омовения шесть раз в сутки, наголо брить голову, одеваться в льняные одежды и вообще соблюдать строгие правила чистоты; только старейшие и мудрейшие из них допускались к святыням. Каждый из них был специалистом в какой-то одной области: одни в области священной музыки, другие – в литургических текстах, третьи – в обряде жертвоприношений. Жрецов обучали в школах при храмах – «домах жизни». Чаще всего сын наследовал жреческие обязанности отца, иногда фараон жаловал жреческое достоинство кому-либо из своих любимцев. Жрец проходил длительное обучение и был обязан хорошо владеть своим ремеслом.

Жрецы распоряжались имуществом богов. В Карнаке Амону принадлежало 200 000 гектаров земель, на которых трудились 80 000 человек. Великие жрецы Амона обладали громадным влиянием, в чем убедился Аменхотеп IV, попытавшийся поколебать их авторитет.

 



 
PR-CY.ru