Религия древнего Египта

  1. Введение
  2. История
  3. Амарна
  4. Представления о богах
  5. Жречество и ритуалы
  6. Контрольные вопросы и Рекомендуемая литература

Амарна.

Одной из самых ярких фигур в истории Египта эпохи Нового царства считается царь-реформатор Аменхотеп IV. Он стоит особняком не только в египетской, но и в мировой истории. Проведенная им религиозная реформа настолько необычна, что до сих пор вызывает к себе острый интерес. Отношение исследователей к нему разное, но все они сходятся во мнении, что процветающее Новое царство в правление этого фараона стало быстро ослабевать и приходить в упадок.

Аменхотеп взошел на престол в 1364 г. до н.э. 15-летним юношей и унаследовал могущественную империю, находившуюся в зените своей славы. Предки фараона были родом из Фив и за двести лет до его рождения основали XVIII династию, освободили Египет от гиксосов, подчинили египтянам Нубию и Сирию. Фивы тогда были одним из самых многолюдных и богатых городов Востока; с возвышением города возросло и значение его бога-покровителя Амона. Еще в эпоху Среднего царства он был отождествлен с богом солнца Ра, в его славу были воздвигнуты храмы Карнака и Луксора, которые демонстрировали могущество фиванского бога-покровителя, олицетворявшего тайную силу, поддерживающую существование Вселенной. И вдруг эта Вселенная рухнула.

Египетские жрецы непрестанно совершенствовали мир богов более 3000 лет, однако они никогда не пытались внедрить представление о единственном боге. Но именно такую попытку предпринял Аменхотеп IV (Эхнатон). Выступив против фаванского бога Амона-Ра и его могущественного жречества, фараон попытался установить культ единого бога Атона, являющегося в виде солнечного диска. Другие боги не были при этом упразднены, их предлагалось считать частными проявлениями единого божества. Показательно, что на первых порах никаких признаков отрицания старых богов не было. Мятеж фараона против бога-триумфатора был обусловлен желанием удержать за собой власть, поскольку народ частично утратил веру в прежних богов, не сумевших защитить их от стихии, – имя Амона начинают уничтожать везде: на стенах храмов, на вершинах колонн, в гробницах, на изваяниях, на погребальных плитах и т.д. Причем, выскабливают не только имя Амона, но и слово «боги». Видимо, здесь сказалось изменение всего жизненного уклада после нашествия гиксосов, усиления власти знати и ослабление власти фараона, считавшегося сыном бога. Может быть, в этом проявилось и не совсем осознанное разочарование во всем прежнем религиозном мировоззрении. Так или иначе, но религиозная реформа Аменхотепа вызывает неоднозначное отношение историков к ней и к ее автору. Одни историки считают Эхнатона боговдохновенным пророком, другие – ослепленным изувером, третьи – властным диктатором и т.д.

Реформы Эхнатона ставили своей целью не просто заменить одного верховного бога другим, а были первой попыткой ввести в Египте единобожие. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменяют новым: это был круг с солнечной или царской змеей спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Такой способ изображения солнца при полном отказе от его очеловечения свидетельствовал, что фараон признавал только один облик бога – зримого солнца. Новый бог – Атон – универсальный мировой бог, создатель всех земель, а не бог какого-либо города или какой-то одной страны; это – творческий бог, и его творческая сила не знает границ. Он единый живой Творец Вселенной, любящий Отец земли, растений, животных, людей; объемлет своей любовью все земли и все племена. И хотя он воплощался в солнечном диске, сущность его сокрыта от человека.

Поскольку фараоны считались детьми бога, то Аменхотеп IV, считавшийся сыном бога Амона, проводя реформу, должен был поменять свое имя на Эхнатон, что значит «сын Атона», нового бога. Это предполагало и смену столицы. Новая столица фараона Эхнатона и его супруги, царицы Нефертити, была возведена на месте нынешней деревушки Тель эль-Амарна (отсюда название нового исторического периода – амарнский). Место для новой столицы было выбрано в Среднем Египте, на правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали просторную равнину. По указу фараона здесь был выстроен город Ахетатон – «Горизонт Атона» («солнечного диска»). Его центром стал грандиозный храм Атона длиной около 800 м, а шириной – 300 м. Город оставался столицей около двадцати лет, после чего был оставлен, заброшен и разграблен. В таком виде он и дошел до наших дней.

 



 
PR-CY.ru