Религия древнего Египта

  1. Введение
  2. История
  3. Амарна
  4. Представления о богах
  5. Жречество и ритуалы
  6. Контрольные вопросы и Рекомендуемая литература

История

С названием «Древний Египет» связывают цивилизацию, существовавшую в нижнем течении реки Нил. Историю ее развития охватывает периоды: Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.), Среднего царства (середина XXI–XVIII вв. до н.э.), Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.). Кроме того, существовали периоды в истории, когда Египет раздирали внутренние распри, и его завоевывали иноземцы.

Основы цивилизации и государственности складывались здесь еще в эпоху неолитической революции. Археологические находки свидетельствуют о том, что в те далекие времена (более 8 000 лет назад) на месте нынешней пустыни Сахары климат был влажный, а земли – плодородные; эта лесостепная полоса напоминала африканскую саванну. В VI тысячелетии до н.э. североафриканские степи стали высыхать, в то время как долина Нила оставалась пригодной для обитания, хотя и не была тем благодатным оазисом, каким стала в историческую эпоху. Египтяне затратили огромные усилия для того, чтобы приспособить для жизни эти заболоченные места. В IV тысячелетии до н.э. здесь уже существовало несколько десятков более или менее обособленных областей – номов. В каждом таком номе складывался свой пантеон и культ богов; вокруг них формировались местные циклы мифов. В дальнейшем почитание некоторых божеств распространилось за пределы своих номов; другие сохранили сугубо местное значение. Часто бывало и так, что к одному и тому же божеству в разных номах относились по-разному (иногда до противоположности). Вследствие этого дошедшие до нас сказания о египетских богах представляют собой причудливое собрание мифов, не связанных между собой единством сюжета и действующих лиц.

Борьба правителей отдельных номов завершилась образованием двух государств – Нижнего Египта (район нильской дельты) и Верхнего Египта (южная часть нильской долины). Последним царем Нижнего Египта был Навух (4170–4083 до н.э.), имевший тронное имя Нармер. Царь Верхнего Египта не оставил наследника, и Нармер предложил в качестве кандидата на царский трон своего малолетнего сына. Предложение было принято, и сын Нармера отбыл в Абидос, где и был коронован в соответствии с традициями Верхнего Египта. Но это событие еще нельзя рассматривать как объединение двух частей страны, так как Нармер продолжал носить корону красного цвета, а его сын водрузил на свою голову корону белого цвета.

Нармер-сын мог по праву носить двойную корону, но он никогда этого не делал. В списках фараонов он так и остался в додинастическом периоде, хотя его иногда принимают за Менеса, вводя двойное имя – Нармер-Менес. После смерти Нармера-сына царем объединенного Египта стал Нумес (4060–3980 до н.э.), а сыном Нумеса и был Менес, которому приписывают объединение страны и основание I династии фараонов. Его существование как исторической личности никем не отрицается: это имя встречается в различных древних источниках, а его могила была найдена французским исследователем Ж. де Морганом в 1897 г. Гробница представляла собой довольно скромное, отдельно стоящее прямоугольное сооружение, сложенное из необожженных кирпичей.

Памятью об объединении Верхнего и Нижнего Египта под властью Нармера-сына является палетка фараона Нармера (ок. 3200 до н.э.). На одной стороне палетки почти в половину ее высоты изображен Нармер-сын, фараон Верхнего Египта, а на другой – он же, как правитель Нижнего Египта, с низкой короной. Хорошо заметно, что фигура фараона Нижнего Египта изображена в меньшем масштабе по сравнению с фигурой фараона Верхнего Египта на лицевой стороне. Эти детали позволяют судить, что Нармер-сын имел сильную власть в Верхнем Египте и слабую – в Нижнем. Хотя Нармер-сын и подчинил себе территорию дельты Нила, он был вынужден и в дальнейшем применять силу для усмирения непокорных князьков. Целая группа обезглавленных фигур, изображенных на палетке, свидетельствовала о характере этой борьбы. Фараон изображен значительно большим по размеру, нежели стоящий за ним слуга и поверженный пленник, над которым он занес свой жезл. Художественная находка резчиков по камню, изобразивших фигуру фараона в увеличенном виде, а в уменьшенном – его подданных и врагов, стала традиционной на последующие тысячелетия.



 
PR-CY.ru