Цена реформ и ценности учебы

Стратегия образования

В этот раз на майскую коллегию Министерства образования РФ была вынесена проблема охраны здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. Она стала актуальной в настоящее время, когда школа переходит от массового унифицированного образования к дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными способностями и возможностями. Коллегия отметила, что в массовой школе не существует научно обоснованной системы методов, позволяющих оценить как познавательные, так и физические возможности детей, не разработана комплексная технология совместной деятельности педагога, психолога, врача. А ведь речь идет о будущем страны, о нашем генофонде.

Среди причин, которые привели счастливое детство наших детей к столь плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни как в семье, так и в образовательных учреждениях: переуплотненность классов, недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Заместитель федерального министра образования М. Н. Лазутова привела конкретные цифры, взятые из статистических отчетов Госкомсанэпиднадзора и Минздравмедпрома России, свидетельствующие о том, что нация постепенно вымирает и деградирует. Ярче всего это проявляется на школьниках государственной системы образования, которые составляют шестую часть всего населения страны.

По данным медицинских осмотров, только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым, а без принятия неотложных мер к 2000 году их практичен не останется. Какое потомство они смогут воспроизвести? И какие цели намечает Министерство образования для спасения будущего страны?

Бесспорно, в основе многочисленных факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, есть экономические проблемы, решение которых не зависит от системы образования. Вне поля зрения коллегии осталось положение дел в частных школах.

Коллегия констатировала: ухудшается состояние здоровья поступающих на обучение детей, резко сокращается рождаемость. К 1997 году количество обучающихся по сравнению с сегодняшними показателями сократится в дошкольных учреждениях почти на треть, а в начальной школе — на 13 процентов. Однако к 2000 году на треть сократится число учеников уже в начальной школе.

В нестабильных социально-экономических условиях от рождения детей отказываются именно те люди, которые озабочены будущим, которые трезво и ответственно оценивают свои возможности вырастить, воспитать, поставить на ноги здорового, образованного, культурного человека. Категории семей социального риска, от элементарно бескультурных людей до алкоголиков, наркоманов, психически ненормальных, продолжают рожать детей в прежнем темпе. Именно эти слои населения являются основными «поставщиками» детей риска: социально необустроенных, психически и неврологически аномальных, детей с асоциальным (девиантным) поведением. Все это дает основание считать, что нация вымирает и деградирует. Такова цена, которую платит Россия за вхождение в «семью цивилизованных народов Европы».

Естественно, возникает вопрос: ради чего, ради каких моральных и материальных ценностей Россия пошла на такие жертвы? Ради торжества общечеловеческих ценностей, как нас пытаются убедить. Но гораздо более убедительными и логичными являются точки зрения, опирающиеся на гумилевскую теорию этногенеза. Попытаемся найти ответ на вопрос, что с нами происходит?

Согласно теории Л. Н. Гумилева об этногенезе, этносы и суперэтносы сохраняют разные уровни пассионарного напряжения и проходят определенные фазы развития и упадка. Это зависит от конкретных условий, от ландшафта Земли, от соседства с другими этносами. Но все разговоры о торжестве общечеловеческих ценностей наивны, потому что для этого необходимо слияние всего человечества в один-единственный гиперэтнос.

Многие искали и продолжают искать причины распада Советского Союза в социально-политических аспектах. С этих позиций предпринимаются попытки прогнозировать будущую историю России. Но противоречивость социальной и национальной точек зрения заставляет искать объяснения, лежащие в этнической плоскости и этногенезе. Правда, и здесь есть существенная сложность. Так, не существует пока общепринятого, то есть разделяемого большинством общества, взгляда на историю Отечества и на всемирную историю.

Можно, конечно, считать, будто история определяется социально-экономическими интересами и сознательными решениями. Но ведь в жизни человеческой нет ничего более нестабильного, чем социальное положение и социальные отношения. И никакими усилиями и желаниями не может человек сменить этническую принадлежность — каждый принадлежит к какому-нибудь этносу, и только к нему одному. Не заставляет ли это предположить, что именно в недрах многообразной этнической стихии человечества сокрыты глобальные и объективные закономерности исторических процессов? Еще совсем недавно для такого рода предположений оснований не было. В рамках социальной доктрины отличия одного этноса от другого связывались с какой-либо совокупностью социальных признаков, и на том дело кончалось.

Напомню попытку создания новой исторической общности людей с единой идеологией и унифицированной системой образования, единым образом жизни и моральным кодексам строителя коммунизма. Реальная практика такого строительства показала, что вхождение в чужой этнос всегда предполагает отказ от своей собственной этнической доминанты, замену ее на господствующую систему ценностей нового суперэтноса. Развал Советского Союза продемонстрировал, что раньше других захотели отделиться именно те, которые, похоже, были искусственно присоединены и не успели ассимилироваться. Россия присоединяла этносы в течение столетий не столько силой оружия, сколько «общечеловеческими ценностями», выработанными православно-христианской идеологией. Чем это кончилось для многих малочисленный народов Севера, почти утративших национальную самобытность, известно. То же самое можно сказать и о выходцах из Европы, создавших суперэтнос на Американском континенте. Чем это кончилось для многих индейских племен, тоже известно.

Поэтому есть все основания предполагать, чем закончится для нас господство западноевропейских норм поведения и психологии. И легче ли окажется оттого, что эта система ценностей неправомерно наречена «общечеловеческой»? С той же степенью обоснованности могла фигурировать в качестве общечеловеческой православно-христианская, исламская или конфуцианская системы взглядов.

Но зависит ли что-то от наших сознательных усилий? Мера влияния человека на историю вовсе не так велика, как принято думать, ибо на популяционном уровне история регулируется не социальными импульсами сознания, а биосферными импульсами пассионарности.

Термин, введенный Л. Н. Гумилевым, дает возможность обозначить истинные механизмы, двигающие этносы от одной фазы к другой, а не ограничиваться объяснениями социально-политических причин возникновения, развития и исчезновения этносов.

Говоря о генофонде, о будущем, надо не просто призывать к сознательности и пугать цифрами, а отдавать себе отчет в том, что происходит. И не надо говорить о том, что реформы проводятся ради общего блага, ради нашего вхождения в правовое сообщество на основе утверждения общечеловеческих ценностей. Согласно этногенезу Л. Н. Гумилева, любые теории о социальной справедливости иллюзорны, потому что преследуют, как правило, или сугубо личные интересы, или интересы довольно узкого круга лиц, которых Л. Н. Гумилев называл пассионариями. Ради достижения своих практических целей они перестраивают саму этническую систему, стереотипы поведения и цели развития, что мы и наблюдаем в условиях современной России.

Можно сколько угодно говорить о состоянии здоровья детей в массовой школе, но при этом нельзя упускать из виду, что пассионарии никогда не были заинтересованы в благополучии всех и каждого, а стремились только к одному — реализовать себя, хотя всегда выступали от имени всего этноса. Писаные и неписаные законы для них не имели смысла, потому что и призвание было в том, чтобы их заменить другими, соответствующими их интересам. Можно сколько угодно говорить о том что демократы, ратующие за создание правового государства (хотя само понятие «государство» включает в себя нормы права), больше придерживаются тех правил поведения, которые они навязывают всем остальным, но практика со всей очевидностью показывает обратное. Можно сколько угодно говорить о том, что демократы или большевики способны создать справедливый социальный слой, но не надо забывать о том, что и те и другие только тогда способны идти на компромисс, когда начинают чувствовать свою слабость По сути, нет оснований их друг другу противопоставлять, потому что это те же самые пассионарии одного и того же периода развития этногенеза, но представляющие разные его фазы. У них одни и те же методы работы, одна и та же система ценностей. Разве моральный кодекс строителя коммунизма не основан на «общечеловеческих ценностях»? Но он так же не «работал», как не «работает» практически ни один из законов, принятых демократами, потому что у тех и этих одно обща свойство — полное пренебрежение к закону. Поэтому вместо того, чтобы разрабатывать механизмы его реализации, пассионарии просто декларируют закон и ограничиваются словесными заклинаниями.

Чтобы не быть голословными, обратимся к постановлению коллегии Министерства образования РФ от 12 мая. Заявив о том, что генофонд нации в опасности, коллеги считает: для проведения комплекса мероприятий по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях необходимо разработать программу «Образование и здоровье», которая должна стаи частью государственной программу «Здоровье детей России». При этом каждый понимает, что денег на это или не выделят совсем, или выделят недостаточно. Поэтому коллегия постановила, чтобы всю информацию о работе системы управления образования по охране здоровья детей и подростков направлять в органы управления образования субъектов Российской Федерации.

Коллегия рекомендовала руководителям органов управления обсуждать эти вопросы на коллегиях и совещаниях, организовать горячее питание учащихся, хотя об этом и говорить не надо было, а только выполнять совместный с Минздравом России приказ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Рекомендовано также принять меры по сохранению и развитию сети образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Но пока нет единых требований и санитарных норм к такого рода образовательным учреждениям. Они должны появиться только в конце следующего года, а в начале 1996 года Министерство образования России совместно с Минздравмедпромом определит систему мер по охране здоровья и совершенствования медицинского обслуживания детей в интернатах. Планируется провести совещание с представителями Минздравмедпрома по этим вопросам. Коллегия посчитала необходимым подготовить методические рекомендации по вопросам гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни, культуры здоровья, совершенствования физического воспитания ослабленных детей. Такие рекомендации в конце следующего года получат органы управления образования субъектов Российской Федерации. Надо думать, что без этих рекомендаций органы управления на местах не знают, что делать, чтобы формировать представления о здоровом образе жизни...

Предполагается также открыть новую специальность «Педагогическая валеология» и организовать экспериментальную подготовку по ней на базе ряда педагогических вузов, а также провести экспертизу учебных программ, оздоровительных методик, аппаратуры, используемых в общеоб¬разовательных учреждениях с позиции влияния их на здоровье.

Коллегия обратила особое внимание на тот факт, что каждый третий ребенок затрудняется освоить даже самые обычные программы, в то время как переходное образование по объему часто превышает бывшие единые образовательные программы. Учебные нагрузки сегодня практически перестали формироваться и контролироваться органами управления, а неумеренные педагогические амбиции и стремление к быстрым учебным достижениям затмевают заботу о сохранении и укреплении здоровья детей.

Школьные программы, образовательные стандарты рассчитаны на здорового, физически крепкого ребенка, а таких в школе один из десяти. К тому же резко возросла доля детей с дефицитом массы тела (20%). Проще говоря, у каждого пятого ребенка наблюдается истощение организма из-за постоянного недоедания.

На коллегии обращено особое внимание на вопросы, связанные с организацией физического воспитания детей и подростков. Сейчас в школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уроков физкультуры, слабо внедряются такие формы физического воспитания, как физкультурные паузы, игры на переменах, крайне неудовлетворительно поставлена внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-массовая работа, спортзалы сдаются в аренду, а занятия проводятся в неприспособленных помещениях. Тем самым мы с вами способствуем тому, чтобы ребенок рос слабым, немощным.

Что же делать?

Прежде всего, сделать стандарты разноуровневыми, а в профильные и специализированные классы и в учреждения повышенного уровня принимать только после разрешения психолого-медико-педагогической комиссии. И не только по уровню знаний, но в первую очередь по состоянию здоровья. Жестко нормировать предельно допустимые учебные нагрузки, резко усилить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса — в первую очередь в учреждениях повышенного уровня образования. Никакие образовательные достижения не должны оплачиваться ценой здоровья ребенка — таков основной постулат коллегии.

Низкий уровень грамотности всего населения страны в отношении здоровья диктует необходимость формировать систему воспитания, основанную на прочных знаниях закономерностей развития организма и личности, на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.

Для решения всех этих задач необходима федеральная программа «Здоровье детей России». Коллегия подчеркнула, что комплекс этических, правовых, технологических проблем, находящихся в компетенции Министерства образования, требует незамедлительного решения. Среди них переподготовка кадров — педагогов, психологов, дефектологов, разработка специальных учебных программ.

Особое внимание коллегия обратила на то, что сегодня практически каждый педагог должен владеть основами оздоровления.

От нас самих, от нашего профессионализма зависит, будут ли наши дети здоровыми и грамотными. Мы сами для себя должны сформулировать представления о здоровом образе жизни и активно формировать его в сознании детей. Все, казалось бы, правильно, разумно, а потому должно быть действенно и эффективно. Но почему-то не покидает ощущение, что все это мы уже «проходили», причем неоднократно. Чем был хуже пропагандируемый нами советский образ жизни? А разве моральный кодекс строителя коммунизма не был основан на лучших достижениях гуманистической мысли? Но ведь в результате мы все опять оказались на грани самоуничтожения.

Как бы ни были правильны слова, как бы изящно ни были выстроены словесные конструкции, они не смогут изменить природу человека. Человек не будет руководствоваться в своей деятельности усвоенными знаниями, а будет поступать в соответствии с заложенными в нем стереотипами поведения, определяемыми этнической доминантой. Если бы каждый человек жил сам по себе, а не был привязан тысячами нитей к своему этносу, его поведение можно было бы запрограммировать определенным набором знаний. Но когда это не учитывается, а каждого из нас пытаются насильно вычленить из этноса, привить новые нормы поведения — не отдельные люди, даже не социальные группы, а этнос в целом включает глубинные защитные механизмы. С этим нельзя не считаться, как нельзя не считаться со стихией. Один подземный толчок — и летят наши дома-этажерки, пряча под обломками самонадеянных строителей.

Конечно, говорить об организации горячего питания для школьников необходимо, потому что заставлять детей голодать во время торжества «общечеловеческих ценностей» бесчеловечно и преступно. Но говорить об этом как о мерах кардинальных нет оснований, потому что эти меры хотя и необходимы, но явно недостаточны для спасения генофонда. Говорить о разработке методических указаний по формированию здорового образа жизни оскорбительно для самого педагога, потому что педагог воспитывает не словом, а собственной личностью. Если учитель пьет и курит, то его слова о вреде табака и алкоголя не только бесполезны, но и заведомо вредны. Разрабатывать эти методички не стоит еще и потому, что представления о здоровом образе жизни сформулированы давно, их запомнить нетрудно, потому что их всего десять, и называются они заповедями. Иное дело, что выполнить их трудно. Но зато есть механизм и мотивация для их выполнения.

Когда некоторые начинают говорить о духовном оздоровлении как о первоначальном шаге к оздоровлению телесному, у многих начинает сводить скулы: а мы что делаем? Разве мы не говорим о том, что такое хорошо и что такое плохо? Разве мы не хотим, чтобы дети выросли культурными и благородными? Наша задача — вырастить их, научить делать в жизни правильный выбор, научить это делать постоянно. Мы должны раскинуть веером возможные пути в жизни и объяснить, что ждет на том или ином пути.

Слово «выбор» стало новым манифестом, очередным европейским призраком, заблудившимся в российских просторах. Принцип свободного выбора сам по себе ничего не решает. Не выбирают родителей, даже младших братьев не выбирают, как говорится в известной ТВ рекламе. Но это не мешает оставаться самим собой, фашисты, например, любили предлагать на выбор жизнь одного из детей, чтобы остальных на глазах у родителей убить. Родители пользовались своим правом далеко не всегда, оставляя за собой право на выбор самого выбора.

На коллегии Министерства образования ничего не было сказано о том, что в рамках государственной программы «Здоровье детей России» Русская православная церковь разрабатывает свою программу «Духовно-нравственное оздоровление молодежи и детей России», которая закладывается на принципиально иных позициях. Они не всегда принимаются нашим сознанием, отравленным рационализмом и атеизмом, но имеют тысячелетние тра¬диции и давно доказали свою жизнеспособность.

Не будет, я думаю, преувеличением сказать, что наш этнос формировался по мере распространения православия, которое и является его духовной основой, нравится нам это или нет. Поэтому те, кто заинтересован в разрушении этноса, искореняли и будут искоренять православие. Но у каждого из нас пока есть право выбора. И мы вправе выбрать один из путей: известный — через покаяние, или пока неизвестный, который еще только должен формироваться на основе знания закономерностей развития организма и личности и устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья.

№ 5, 1995 г. С. 6–12.

 
PR-CY.ru