Такова жизнь

Экология детства

Наше общество совершает очередной «поворот» во имя светлого будущего, то есть во имя детей. Мы из своего детства вынесли пионерские галстуки, память о пионерских дружинах и песни. Пусть многое из песен и идеалов оказалось ложным, в наших душах все-таки сумели взойти ростки добра и справедливости. А что вынесут из своего детства нынешние дети?

Мы объявили пока еще действующую систему образования унифицированной до бездушия, а воспитание — «карательным», держащимся на страхе перед наказанием, которое несовместимо со свободным развитием личности. Вернули ребенка из школы в семью, возложив на нее всю меру ответственности за его судьбу, и провозгласили, что семья и ребенок нуждаются только в помощи и поддержке общества и государства. Бесспорно так. Но очень много говоря о развитии личности, мы почему-то забываем сказать о развитии общества. А без этого наши слова — пустая декларация. Рассуждаем о социально-педагогическом обеспечении реформы образования, а у школьников и студентов не всегда есть даже учебники. Твердим, что учитель достоин лучшего места в обществе и выбрасываем его за черту бедности.

Пусть мы воспитывались на ложных идеалах, но наши родители не боялись за нас так, как мы стали бояться за своих детей. Да, мир несовершенен. Убийцы и садисты, наркоманы и насильники, уроды и пьяницы всегда населяли его. У нас просто не было информации об этом. Но существовала солидная государственная служба, которая знала все и «оберегала» нас, увы, создавая людей, любящих человечество, но равнодушных к человеку. Это равнодушие мы и несем детям.

Статистика упрямо свидетельствует: проблемы семьи и социальное сиротство — на первом месте. Все больше ребят, брошенных родителями, бездомных, бродяг. Доля бытовых травм, полученных детьми из-за невнимания, беспечности родителей, достигла 70 процентов от общего числа зарегистрированных травм и отравлений детей моложе 14 лет. Растет количество детских самоубийств.

Все это признаки неспособности современной семьи выполнять свою социальную функцию.

Тем не менее, в стране до сих пор нет эффективной системы социальной и психоло-гической профилактики безнадзорности детей, жестокости по отношению к ним, социальной несостоятельности и отказа отцов и матерей от своих детей. Отсутствует законодательное регулирование гражданско-правовых отношений в семье с целью защиты интересов детей.

Семья поставлена в тяжелые экономические условия, расшатывающие и нравственные устои. Возложив ответственность за воспитание детей на семью, государство не приняло никаких мер для ее укрепления. Честный, добросовестный труд никак не поощряется, и дети не могут этого не понимать. Они болезненнее и острее, чем взрослые, переживают процесс социального расслоения общества, легче усваивают ценности, далекие от гуманных. Не секрет, что в школе процветают дедовщина, вымогательство, воровство. Школьники на всю жизнь впитывают простую, но страшную истину: всегда прав тот, кто сильней.

Социальную дезадаптацию детей усугубляет Закон «Об образовании», признающий необязательность полного среднего образования, обучение «трудных» по индивидуальным программам, отчисление педагогически запущенных 15-летних подростков вместо того, чтобы предусмотреть систему мер, стимулирующих интерес учащихся к школе. Отсутствует эффективная помощь государства в трудоустройстве несовершеннолетних, поэтому подростков легко вовлекают в незаконный бизнес, эксплуатируют на частных предприятиях.

Смена образовательной парадигмы для сотен тысяч детей обернулась не постижением целостной картины мира под руководством опытного педагога, а насаждением в их душах культа насилия и жестокости. Этому в немалой степени способствует отсутствие государственной идеологии и пропаганда средствами массовой информации ценностей «свободного» западного мира. Впрочем, идеологией может служить политикам и ее видимое отсутствие.

Понятие «воспитание» фактически исчез¬ло из Закона «Об образовании». Но что такое образование без воспитания? Идеологический вакуум в какой-то мере восполнили так называемыми «общечеловеческими ценностями». Почему они «общечеловеческие», однако, не совсем ясно. Если их заимствовали из христианства, то они лишь отчасти соответствуют моральным принципам других религий. Конечно, милосердие и любовь к ближнему — ценности несомненные, но, к сожалению, чуждые большинству из нас, иначе человек давно бы уже забыл, что в мире есть насилие. Даже дети понимают, что мораль кота Леопольда — всего лишь удачная шутка взрослых. Они больше любят страшные сказки, исподволь готовя себя жить в этом прекрасном, но яростном мире, суть которого воспринимают незамутненной.

Всесторонняя образованность, пропагандируемая новыми корифеями гуманизма, не даст ребенку целостной картины мира, если в ней не найдется места представлениям о существующих мерзостях и жестокости. «Все бы шло прекрасно и забавно, если б миром правили поэты. Но Ромео, ах, убил Тибальда, брата вышеназванной Джульетты», — поется в песенке. Как видим, художественный образ отражает жизнь полнее, чем научные трактаты. Гуманизация образования также не может быть однозначно отказом от «карательных» методов воспитания, иначе жизнь опрокинет эти умозрительные построения.

Чрезмерная централизация, заорганизованность и засилье идеологии перевернули советскую действительность. К сожалению, теперь мы ударились в другие крайности. И спасение склонны видеть в совершенствовании законодательства, забывая о том, что закон всего лишь фиксирует состояние обще¬ства, но не может заставить общество жить по чуждым ему формулам.

Население западных стран, опыт которых мы усиленно стремимся пересадить на нашу почву, законопослушно только потому, что такова традиция народов. А нашей традицией стало законы ни во что не ставить. Видеть панацею в совершенном законодательстве тоже наивно. Всякий самый совершенный закон можно повернуть против того, кого он призван защищать. Один такой случай получил скандальную известность в Швеции.

Шведское законодательство дает каждому гражданину право ознакомиться с материалами любого судебного процесса. Когда од¬нажды суд обвинил некую фирму в распространения порнографии, поступили многочисленные запросы на ее продукцию с требованием удовлетворить их. Выполнив вполне законные требования, суд сам превратился в распространителя порнофильмов.

Историю эту рассказал председатель Международного детского фонда имени Рауля Валленберга Е. Д. Кесарев на конференции «Дети и насилие», которая проходила в октябре 1994 г. в С.-Петербурге. На этой конференции ученые и практики впервые поставили проблему насилия над детьми, знакомились с зарубежным и российским опытом медико-социальной помощи детям, подвергающимся жестокому обращению, обсуждали перспективы ее развития.

В выступлениях неоднократно звучала мысль, что агрессивность свойственна цивилизованному человеку не меньше, чем дикарю из племени людоедов, потому что она неотъемлемое свойство всего живого. Агрессивность отнюдь не всегда показатель дезадаптации, часто она говорит о наличии больших жизненных сил. Ее недостаток непрерывно восполняется, например, с помощью искусства, в частности кинематографического. Но, скажем, вестерны воздействуют на западного зрителя совсем иначе, чем на нашего. Для них, живущих в условиях социально-экономической стабильности, такие фильмы — своего рода тонизирующее средство, для нас —руководство к действию. Поэтому российскому зрителю необходима видеопродукция, снижающая агрессивность. Мы не уверены в себе, в своем завтрашнем дне, а потому агрессивны.

Одна из причин социальной нестабильности — отсутствие механизмов управления общественными процессами. Конференция показала, что наши научные разработки по проблемам детей с девиантными формами поведения ни в чем не уступают зарубежным, но механизмы их применения в жизни отсутствуют. Подобный разрыв между наукой и практикой характерен для нашего общества. Чтобы его ликвидировать, нам всем необходимо как-то перестроиться. Как именно — никто не знает, потому что нет стратегии раз¬вития общества в целом, и стратегии развития образования в том числе. Мы просто понятия не имеем, в каком обществе живем. Сказать, что у нас сейчас переходный период, означает не сказать ничего, потому что неизвестно, откуда и куда переходим. Нам говорят, что мы строим демократическое общество, но не говорят, что же это такое. Мы все в той или иной мере больны словесным фетишизмом.

Обо всем этом можно было бы умолчать, если бы оно не имело прямого отношения к насилию над детьми. Когда их зверски избивают в семье или вне дома, склоняют к развратным действиям, вовлекают в преступную деятельность, выгоняют на улицу или доводят до самоубийства, ни у кого не возникает сомнения, что насилие имеет место. А если ребенка приучают к исполнению каких-то обязанностей, к ответственности за слова и поступки, за учебу? Вправе ли мы всякое принуждение расценивать как насилие? Ребенок познает мир через ощущения и часто через наказание и поощрение адаптируется к жизни быстрее, чем при отсутствии таковых. «Уши мальчика растут на его спине», — записано еще в законах Хаммурапи. Можно смело говорить о безусловном научно-техническом прогрессе человечества, произошедшем за этот немалый промежуток истории, но с большой долей условности —констатировать изменение человеческой природы.

Утверждать принцип свободного развития личности тоже допустимо только в теории. На практике каждый ребенок выбирает себе людей, которым охотно подражает, копирует их, а всякое невмешательство расценивает как равнодушие к себе.

На поставленные вопросы нельзя ответить, не имея идеологии воспитательной работы. Да, всякое воспитание есть формирование человека по какому-то образцу, и всякое воспитание в определенной мере — насилие над личностью. Но именно оно наполняет жизнь смыслом, определяет роль и место человека в обществе, обозначает цели и средства их достижения. И эти задачи должна решать идеология развития образования. Она — почва для разработки методологии и методики. Только на этой основе и стоит судить о социальной адаптации или дезадаптации личности.

Не случайно поэтому на конференции шел разговор лишь о крайних проявлениях делинквентного поведения, о клинических случаях. Возможно ли вообще перевоспитать подонка? Да, отвечают специалисты, если создать ему соответствующую социальную среду. А кто ее должен создавать и во имя чего? На какие жертвы нужно идти? У чьих детей отнимать кусок хлеба, чтобы отдать его преступнику? Очень много вопросов, велико количество рецептов, составленных лучшими умами человечества.

Попыткой объединить усилия и создать механизм профилактики преступности детей, защиты их от жестокости и эксплуатации стал недавно разработанный проект Закона «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». С этой законодательной инициативой выступили министерства образования, социальной защиты и внутренних дел.

В соответствии с ним в трех-четырех регионах России открываются базовые специальные школы и ПТУ, в которых будут проводить в порядке эксперимента комплексную медико-психологическую реабилитацию, оказывать помощь девиантным детям с психической патологией. По результатам внедрения новых форм и методов работы будут разработаны основы медико-психологической службы и социально-реабилитационной помощи в других специальных учебно-воспитательных учреждениях Министерства образования и воспитательно-трудовых колониях МВД РФ. В трех-четырех регионах России начнется также углубленное комплексное социально-медицинское изучение средовой психической дезадаптации девиантных детей и подростков, имеющих психические отклонения, и поэтапная лечебно-профилактическая, психолого-коррекционная и социально-реабилитационная работа с ними.

Иными словами, появятся экспериментальные площадки, где будут отрабатывать новые методики и накапливать положительный опыт, чтобы затем распространить его на всю страну. Но есть опасение, что узнают о нем только специалисты. Обществу же придется по-прежнему своими силами выживать и бороться, а учителям воспитывать у детей гражданственность и патриотизм, ориентируясь на собственное разумение и ежедневно сталкиваясь с хамством, несправедливостью и полным равнодушием к себе со стороны государства.

Такова, увы, наша сегодняшняя жизнь.

№ 1, 1995 г. С. 70-72

 
PR-CY.ru