Преодолеть правовой нигилизм

Путь в учителя

Президент Российской Федерации Указом № 673 от 6 июля 1995 года постановил разработать концепцию правовой реформы в стране. Указ предполагает сизифов труд сотен тысяч россиян по наведению порядка и созданию правовых основ российского общества. Для успешной очередной реформы «сверху» было создано Государственно-правовое управление президента Российской Федерации, которое совместно с Министерством юстиции призвано координировать усилия, направленные на укрепление государственности.

Очень не хотелось бы, чтобы эта инициатива президента стала очередным благим намерением, а Указ — еще одной декларацией и призывом к цивилизованным нормам жизни. Правовой беспредел надоел каждому порядочному человеку, поэтому Указ встретил горячую поддержку у законопослушных граждан.

Еще первый наш летописец сетовал на то, что страна у нас богатая, а порядка в ней нет. Желание навести в стране порядок нередко сопровождалось бессмысленной жестокостью. Причина в том, что многие «носители порядка» не учитывали сложившиеся традиции, и наведение порядка сводилось фактически к их ломке. Порядок в нашу страну несли на своих щитах крестоносцы, огнем и мечом уничтожая нашу «дикость». Закон несли под своими сутанами ненавистные русским «латиняне», посягая на веру наших предков и глумясь над их нравами. Прикрываясь законом, укрепляла свою власть в стране правящая верхушка общества.

Всякая государственность основана на законе. Но прочность ее зависит от отношения общества к самому закону. В основе римского права лежал принцип: «Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». Это религиозное отношение к закону постепенно вошло в народную традицию, оно удерживает дух закона, а не только его букву. Если общественное сознание не примет духа закона — все усилия будут или бесплодными, или даже вредными.

Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации провело семинар-совещание преподавателей правоведения неюридических вузов. В нем участвовали преподаватели педагогических институтов Москвы и Подмосковья. Были затронуты наиболее острые проблемы, с которыми придется столкнуться при проведении правовой реформы. Преподаватели вузов признались на совещании в том, что сегодня студентам приходится говорить о таких прописных истинах, которые они должны были знать еще в школе. Но во многих школах основы правовых знаний детям не даются: нет специалистов, нет даже таких учебных дисциплин. Профессиональный юрист работать в школу не пойдет, но если и пойдет, то все равно работать там не сможет: специфика иная. Значит, надо готовить специалистов в педагогических вузах.

Разработанные и внедряемые стандарты требуют того, чтобы студенты усвоили основы правовых знаний. Разработан также стандарт подготовки учителя права, и некоторые вузы открывают у себя факультеты по подготовке таких специалистов. На совещании подчеркивалось, что стандарты должны быть разработаны для каждого неюридического вуза и каждой специальности, чтобы любой человек, помимо профессиональных знаний, владел еще и основами правовых.

Современная правовая реформа предполагает самое широкое распространение юридических знаний, рассматривается в соответствии с новой парадигмой образования. В современной транскрипции смысл слов Homo sapiens означает именно «человек знающий». Говорят, что хороший человек — это не профессия. Может быть, в других областях это и так, но в сфере образования при любых знаниях человек без соответствующих моральных качеств едва ли может считаться хорошим профессионалом. А тем более при обучении основам права.

Пока еще нет системы преемственности в преподавании юридических дисциплин, нет самой системы правовых знаний, а есть в лучшем случае книжные максимы юридического характера. Нет пока даже единого подхода к этой проблеме. Отдельные учебники, изданные с помощью фонда Сороса, проблему не решают. Юристов готовят для себя различные структуры на всевозможных курсах за немалые деньги. Поэтому хорошее юридическое образование простому россиянину сейчас получить практически невозможно. Юристов часто готовят случайные люди и для конкретной работы, которая нередко сводится не к тому, чтобы соблюсти закон, а чтобы его обойти. Рынок постоянно требует труда юристов, потому что никто не хочет быть обманутым.

Закон не работает, если не предусматривает меру наказания. Это две стороны одной медали. Плохо, если разработчики концепции правовой реформы это не будут учитывать. Но если закон держится только на страхе перед неминуемым наказанием — он мертв, в лучшем случае — недолговечен. Создание основ государственности с помощью закона и страха перед наказанием — быстрый, но тупиковый путь. История это неоднократно подтверждала. Закон, чтобы стать жизнеспособным, должен перейти из книжной максимы в плоть и кровь каждого. А это происходит очень медленно. Необходимо, чтобы даже самая банальная истина была человеком прочувствована, пережита, усвоена.

Было бы желательным и при создании системы преемственности в обучении праву учитывать, чтобы уже начиная с детского сада ребенок эти знания пропускал через себя. Отношение к правовым нормам впитывается с молоком матери, и права человека рассматриваются, прежде всего, как право другого, а не твое. Министерство образования предприняло попытку дать систему правовых знаний молодежи, начиная с детского сада — выпущены учебники, пособия, программы.

Подготовка любого учителя — не столько юридическое образование, сколько правовое воспитание. Поэтому и важны моральные качества при приеме в педагогические вузы, где понятие «хороший, совестливый человек» может рассматриваться как основа.

В прошлом веке правовая реформа в России проводилась довольно успешно. Цель была проста: количественное накопление юристов. Специальные курсы и юридические дисциплины вводились где только можно. В результате почти каждый второй студент профессионально изучал право. За короткий срок число юристов значительно выросло. Но разве это укоренило основы российской государственности? Разве не юристу принадлежат сакраментальные слова: «Плох тот революционер, который не может переступить через закон»?

Знание основ законодательства не сделает каждого из нас хорошим человеком, честным гражданином. Для этого нужно что-то еще. Может быть, оно заключено в простой мудрости наших «необразованных» предков, любивших повторять: «Надо жить не по закону, а по совести».

№ 9, 1996 г. С. 99–100.

 
PR-CY.ru