Камышловский вариант

Экспериментальные площадки

«Камышловский узел» — так озаглавила свою статью в «Учительской газете» от 24 августа 1993 года Людмила Дорохова. Речь шла о том, как стараниями заведующей гороно В. Г. Полуяхтовой в Камышлове создавалось единое образовательное пространство и коллектив педагогов-единомышленников. «Вера Григорьевна очень «держится за своих специалистов, — писала Л. С. Дорохова, — прекрасно сознавая, что вместе они — иная команда, тот узел, который она бережно заплетала, Только от его прочности зависит, выдержит ли вся конструкция новой системы образования».

Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что не только выдержала, но и успешно развивается. Теперь руководители органов управления образования охотно знакомят с опытом работы камышловских педагогов всех почетных гостей и залетных журналистов, хотя педагогические новшества старинного купеческого городка не всегда находили поддержку и понимание.

В 1992 г. в Камышлове было проведено исследование по изучению удовлетворенности населения системой образования. Анализ показал, что у молодежи низкая ориентация на повышение образования. Главной причиной такого положения было то, что в городе трудно найти работу по специальности, зачастую работа не соответствует профессиональной подготовке. Спрос на профессии, которые можно получить в ПТУ, низкий и не побуждает молодежь повышать профессиональные знания. В городе вообще мало рабочих мест, требующих среднего специального или высшего образования.

Родителям и школьникам были предложены анкеты с перечнем педагогических услуг.

На основе полученных данных был составлен график спроса на образовательные услуги. Он наглядно показал, что спрос на все виды услуг у детей и родителей в 10-35 раз выше, чем возможные предложения учителей, за исключением одного — углубленное изучение предмета учителя предлагают в 25 процентах случаев чаще, чем на это есть спрос,

Большинство опрошенных родителей считали необходимым приблизить содержание изучаемых предметов к реальной окружающей жизни. В числе приоритетных дети назвали компьютер, автокласс, иностранный язык, кулинарию и домоводство, подготовку в вуз, этику и эстетику, кройку и шитье; родители — этику, эстетику, компьютер, кулинарию и домоводство, иностранный язык, подготовку в вуз, кройку и шитье, автокласс. Потребность в занятиях этикой у родителей и детей равная и в 10 раз превышает предложения учителей. Не случаен определенный интерес у педагогов к индивидуальному обучению, но и он ниже, чем спрос на него у детей и родителей в два раза.

Каждый родитель, естественно, хочет, чтобы к его ребенку был найден индивидуальный подход. В идеале всякое обучение и воспитание должно строиться на этом. Поэтому и произошла смена парадигмы в образовании. Теперь личность ребенка стоит в центре образовательного процесса. Должна стоять, как это декларируется. Но еще никому не удавалось провести четкую грань между потребностями ребенка и его прихотями. Поскольку родители — тоже дети, только взрослые, их потребности от прихотей тоже не всегда можно отличить. Наконец, говорить о потребностях личности, не учитывая их социальной обусловленности, не всегда уместно. Но, тем не менее, смысл всех проводимых в сфере образования реформ сводится к простой формуле: развернуть школу лицом к потребителю образовательных услуг.

Естественно, возникает вопрос: разве раньше школа стояла спиной к этому потребителю? Ведь потребности в образовательных и педагогических услугах формируются под воздействием как объективного спроса, возникающего из конкретной экономической, социально-демографической и прочих ситуаций, так и субъективного. Не последнюю роль играет в этом специальная пропаганда, учитывающая удовлетворение перспективных потребностей населения. Ни один из фактора не потерял своего значения, но изменившаяся экономическая ситуация толкает школу к рыночным отношениям. Отсюда и возникают противоречия, характерные не только для провинциального городка, но и для страны в целом. Они очень ярко видны и во взглядах руководителей органов управления образования, и во взглядах каждого учителя.

В. В. Нестеров, например, с одной стороны, часто говорит о том, что повышать качество образования и образовательный уровень. А с другой, неустанно подчеркивает, что учитель должен учить детей, прежде всего, тому, что им пригодится в этой жизни. «Зачем обманывать ребят, если мы не сможем им дать высшее образование. Надо им дело в руки дать».

Противоречия есть и в государственной политике в области образования, и в региональной, и в муниципальной. Разрешаются они методом разделения полномочий или принятием соглашений. Департамент образования Свердловской области предпочитает соглашения всем остальным, потому что в них полнее всего можно учесть интересы сторон. Эти интересы строятся вокруг основного противоречия: как поддержать и развивать творческую инициативу педагогов, учеников и родителей, сохраняя в неизменном виде государственную систему управления образованием, сохранить за ней функции распределения. Иными словами, какими наиболее оптимальными и рациональными способами адаптировать распределительную систему к рыночным условиям. Наиболее эффективным механизмом остается, как и всегда, товарно-денежный.

Камышлов построил свою политику в области образования на естественной потребности граждан — возвратить бывшему купеческому городу статус торгового. Вдруг обнаружилось, что в городе много предпринимателей, но нет менеджеров, юристов-менеджеров, просто юристов для работы в милиции. Есть просто парикмахеры, но нет парикмахеров-модельеров или модельеров-закройщиков, есть радиотехники, но нет таковых с правами открытия частного бизнеса. Обнаружились еще всякие дефициты специальностей при наличии роста безработицы. Закрыли швейную фабрику — нужно переучить швей, не повышая уровня образования, и т. п.

Прежняя схема не устраивала тем, что образовательные учреждения годами готовили специалистов по двум-трем профессиям. С таким багажом можно было ехать хоть на БАМ, хоть на Кавказ. Теперь миграция населения резко сократилась, и таких специалистов город не мог трудоустроить. Поэтому и была принята идея, что образование должно работать на город. Но широкий веер образовательных программ может обеспечить не каждое учреждение, Легко взяться за подготовку специалистов, не требующую больших вложений, но дающую быстрый эффект, то есть специалистов «ходовых» профессий. Такое решение могло быть приемлемо для одного учебного учреждения, но не для системы образования небольшого города.

Поэтому возникла идея единого образовательного комплекса города Камышлова, который должен обеспечить каждому ребенку свою социальную нишу. Были выделены три основных направления: ориентация на поступление в вуз, на приобретение технической специальности или профессии для сферы бытовых услуг и педагогическая реабилитация детей группы риска. Понятно, что без мониторинга, без научно обоснованной диагностики и прогнозирования потребностей города в образовательных услугах не обойтись. Поэтому был создан Центр образования и профориентации молодежи, который взял на себя функцию диагностирования социальной ситуации в городе и изучения спроса населения в образовательных и педагогических услугах.

Кадровое обеспечение учреждений образования сразу вышло на первый план. И Вера Григорьевна — заведующая гороно — смогла что-то реализовать только благодаря тому, что сразу начала создавать команду педагогов-единомышленников. Единство взглядов в данном случае подразумевало готовность педагогических учреждений и коллективов к новационным изменениям. Не секрет, что в провинциальных городках с малой миграцией населения наблюдается абсолютное старение преподавательских кадров.

Исследования показали, что больше половины учителей школ города Камышлова имеют стаж работы более 15 лет. Это самая опытная, стабильная профессиональная группа. Но методы работы этих учителей в основном традиционны: в выполнении профессионально-ролевых функций они более склонны к менторству, наставничеству. Знания и квалификация этой группы учителей отвечали больше требованиям прежней школы, чем новой. Каждый четвертый из опрошенных родителей сетовал на то, что школьные учителя не учитывают индивидуальных способностей учащегося, не стремятся дать ему знания, необходимые в реальной повседневной жизни. Это говорит о том, что только прагматические знания становятся для людей ценностью, только удовлетворение личных потребностей в знании может быть мотивировкой в учебе.

Система образования в этом смысле не является исключением. Но «мять» совсем не означает «рвать», «резать» или «ломать». Система образования легче адаптируется к меняющимся условиям своего существования при небольших, но постоянных изменениях, безболезненно развернуть ее на 180 градусов нельзя. Поэтому и Валерий Вениаминович болезненно реагирует на непонятные для него новшества в Камышлове, и в Камышлове не всегда адекватно воспринимаются высказывания директора Департамента образования.

Всякая система предполагает четкое взаимодействие составляющих ее частей, Поэтому региональное образовательное пространство воспринимается как открытая гибкая система, а принцип регионализации не сводится к внедрению и адаптации федерального стандарта. Продолжая мысль, можно утверждать, что единое образовательное пространство города Камышлова несводимо к реализации регионального базисного учебного плана, а «дальнейшее развитие единого образовательного комплекса, — как записано в концепции, — предполагает приоритетность федеративного принципа и создание нового органа управления единым образовательным комплексом». Принцип федеративности, согласно этому документу, реализуется в том, что «учреждения делегируют органу управления систему полномочий по решению лишь определенной части вопросов; обязательными для исполнения являются решения органа управления по тем вопросам, которые находятся в его компетенции, решения по остальным вопросам принимаются каждым учреждением самостоятельно». Не против ли этого принципа или еще более опасного для централизации принципа конфедерации ополчился в свое время В. В. Нестеров. Ведь если решения органа управления имеют лишь рекомендательный характер, их функции постепенно отмирают. Эти процессы идут на всей территории России. Не обошли они стороной и Свердловскую область.

Но если город хочет спать спокойно и не вздрагивать от грозных инспекторских налетов, он должен эти функции брать на себя.

Камышловский единый образовательный комплекс, представляющий добровольное объединение образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных организаций, основной своей целью считает создание единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное удовлетворение образовательных потребностей на основе усиления общих гуманистических тенденций развития образования в городе,

Иными словами, чтобы создать условия для саморазвития и самореализации педагогов и учащихся, необходимо было кооперироваться не только учреждениям образования, что и вызвало настороженное отношение к этому со стороны департамента. Это действительно новый тип кооперации, который был выстрадан педагогами уральского городка. Поэтому они считают невозможным механическое заимствование их опыта на других территориях. Они шли от идеи глубокого анализа местных условий, возможностей, традиций к идее адаптации к ним системы образования. Они и формировали коллектив педагогов под идею, подтверждая тем самым постулат о первичности сознания в общественном бытии.

Ни Вера Григорьевна, автор и «двигатель» идеи, ни ее единомышленники не скрывают трудностей, через которые они прошли. В том числе и чисто психологические. Надо было преодолеть стереотипы сознания, признать в душе простую истину: не дети существуют для учителя, а учитель — для детей. Без этого всякая смена парадигмы образования останется чисто декларативной.

В основе — личность ребенка. Это легко сказать, но трудно осуществить. Что греха таить, старая школа формировала идеал строителя коммунизма по заданной схеме. Каков бы ни был идеал (тоже ведь идея), но путь к нему был не тот. Если быть откровенными перед собой, надо признать, что и новый идеал образования — личность ребенка тоже неосуществим. По той простой причине, что нет, и не может быть единого понимания этих слов. Важен не идеал, а путь к нему. Но мы так нетерпеливы.

Где-то в глубине души каждого камышловского педагога сидит червь сомнения: не слишком ли жестко мы формируем команду учителей-единомышленников? Но цели-то благородные: подготовить свои кадры, найти каждому достойное применение, определить свою социальную нишу. Умного — в институт, коммуникабельного—в сферу межличностного общения, склонного к технике — обучать технике и т. д. За каждым классом закреплены вузы Екатеринбурга, за гуманитарным — юридическая академия, за техническим — технический университет. Проводятся диагностики, мониторинги, приглашаются ученые, психологи, прорабатываются программы. Результат налицо: 17 школьников стали студентами, еще не закончив школу. Камышловские дети стали занимать призовые места на областных олимпиадах. Дети раскованны и общительны. Объединение различных учреждений в один образовательный комплекс позволило им посещать разные школы и училища, присматривать для себя заранее наиболее приемлемый путь дальнейшего профессионального образования. Работа всех образовательных учреждений завязана в единое расписание, нет учителя истории в этой школе — будет вести занятия из соседней, зато в соседнюю пойдет учитель химии, которого там нет. Школа, ясное дело, бедна, здания — ветхие, спортзала нет, мастерской — тоже. Но это все не проблема теперь: можно договориться с коллегами. Сегодня меня выручат, завтра выручу я. Нет возможности учиться играть на музыкальном инструменте здесь, можно учиться и там, потому что все тридцать учреждений образования в городе скоординировали свое расписание так, чтобы ребенок успевал и туда, и туда. Одним словом, если всерьез начать образовывать людей, то можно быстро добиться успехов. Но почему-то на ум приходит старик Хоттабыч. И почему-то есть искушение переделать окончание статьи Людмилы Дороховой и записать так: «Раньше первопроходцы пытались построить социализм в отдельно взятом пространстве. Вера Григорьевна замахнулась на нечто более осуществимое: доказать, что его можно построить в отдельно взятом сибирском городке».

Но ведь чем не социализм? Дети свободно посещают любую школу, проблемы решаются коллегиально, дети раскованны, учителя не чувствуют никакой ущемленности, оказывают «образовательные услуги», помогают детям определить свои способности и развить их, создать условия для их реализации, Они испытывают чувство признательности и уважения со стороны учеников и родителей. Дети постоянно под присмотром и заняты делом, учебный процесс утратил свои прежние мертвящие формальности. Качество образования поднято на новый уровень, инновации не профанируются, независимые экспертные комиссии определяют уровень компетентности ученика, обучающегося по той или иной программе, что дает основание судить о самой программе и ее авторе. Чтобы не было ощущения «лоскутности» программ, их соотносят с общей системой образования. Педагоги работают творчески, стали теперь цениться не только по результатам, но и по своей оригинальности, коммуникабельности. Уже неинтересно дать учителю красивый, «показательный» урок, продемонстрировать знание предмета и методики. Надо что-то большее. Люди становятся одержимы идеей, хотят самореализоваться в работе. Их не нужно больше ни к чему понуждать, они сами толкают руководителей образовательных учреждений и органов управления на принятие важных решений, создают образовательные комплексы уже внутри единого образовательного комплекса города.

Например, отметил свою первую годовщину образовательно-развивающий комплекс «Надежда», включающий в себя школу и детский сад. Ребенок там появляется с двух лет, и с этого времени всю ответственность за него несут педагоги. Они создают ребенку хорошее настроение, готовы развить в нем самое лучшее. Нет, они не растят детей, как мимозу в саду, но помнят, что ребенок не может в семье получить того, что получает здесь. Педагоги не сдерживают развитие ребенка, непостоянно наталкиваются на проблему отсутствия сопряженных программ, отсутствие непрерывности в образовании. Поэтому есть много дублирования, ненужного повторения, что сдерживает развитие детей. Но решать эту проблему надо на ином уровне. Со своей стороны, они делают все возможное, чтобы реализовать требования федерального и регионального уровней.

Шесть лет живет и развивается камышловский вариант, подтверждая одну простую истину: только свободный человек на свободной земле способен работать и жить творчески. Но что надо иметь россиянину, чтобы почувствовать себя свободным? Тем более педагогу? Преодолеть в себе что-то, что-то приобрести. Но всегда педагог будет находиться в прямой зависимости от функционирования всей системы образования. Успех камышловских новаций заключен именно в относительной независимости от процессов, происходящих во всей государственной системе образования. Это — исключение из правил. Оно обусловлено спецификой малого города, которая состоит в необходимости жесткого расчета на относительную замкнутость территориальной системы образования. Это дает основание делать вывод о том, что государственная система образования способна сохранить себя и все лучшее в себе только при условии дробления на территориальные образовательные комплексы, которые легче адаптируются к местным условиям. Мы находимся только в начале этого пути, и каждый должен добросовестно выполнять свои функции: одни что есть мочи гнать вперед Русь-тройку, а другие — держать и не пущать. И каждый сам выбирает себе роль.

№ 10, 1995 г. С. 71–75.

 
PR-CY.ru