Политический танец в стиле ретро

Стратегия образования

 

В наше время стремительных политических преобразований идет интенсивный поиск наилучших форм управления. Одни ищут образцы на Западе, другие обращаются к своему национальному историческому опыту и там пытаются найти ответы на острейшие вопросы современности. Большой интерес стали вызывать земства, как модель современной системы местного самоуправления.

К сожалению, часто речь идет о земствах «вообще». Но в России в разное время действовало по меньшей мере три их разновидности: первая возникла в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» в 1864 году, вторая появилась в 1890-м и третья — результате земской реформы Временного правительства — в 1917 году.

Благодаря принципам самоуправления и самофинансирования, высокому профессионализму кадров земства оказались жизнестойкими учреждениями. Однако они были чисто сословными органами управления, и только Временное правительство заявило о намерении реформировать земства на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

К сожалению, о земствах 1917 года в печати говорится меньше всего, хотя именно они могли бы стать наиболее подходящей моделью для конструирования современной системы местного самоуправления.

Современное Российское земское движение было учреждено 3 ноября 1993 года. Оно поставило себе задачу разработать, а затем и реализовать программы развития образования и здравоохранения, социальной сферы, возрождения российской деревни, исторических малых и средних городов, становления системы самоуправления. Одним из важнейших направлений своей деятельности движение определило развитие системы земского образования.

Опираясь на историю земского образования в дореволюционной России, инициаторы движения разработали концептуальные положения развития современного земского образования в России, которые и вынесли на обсуждение земского съезда учителей, состоявшегося в Москве 26 июня. Характерно, что рефреном во всех выступлениях был «плач» по поводу кризисного состояния системы образования в России и естественный вывод, что выйти из этого кризиса российская (и прежде всего русская) школа сможет, опираясь прежде всего на земское движение.

Современные земства предполагают формировать по профессиональным принципам. Люди разных профессий должны объединиться на принципах коллективизма и самоуправления. Для решения вопросов финансирования на съезде были высказаны пожелания о пересмотре статей федерального бюджета в пользу местного и приоритетности прав муниципальных органов власти. Съезд рассматривал земства как отечественную форму народовластия и в своем обращении к Б. Н. Ельцину считает необходимым принять закон о местном самоуправлении, основанном на земских принципах.

Сами земские принципы, к сожалению, еще недостаточно четко сформулированы, и пока что земское движение всецело зависит от личных качеств того или иного лидера. Так, только в городе Балашиха Московской области действуют три земства с разными целями и методами работы.

На съезде земских учителей лидеры движения продемонстрировали желание вогнать все разнообразие принципов самоуправления в рамки заготовленных концептуальных положений. Съезд, по сути, продемонстрировал попытку провести реформу местного самоуправления сверху, усилиями нескольких партийных функционеров. На практике это может обернуться дальнейшим развалом государственной системы образования. Тормозом на пути реализации этих благих намерений может стать, прежде всего, отсутствие общины (сельской или городской). В своем Обращении к работникам образования Первый Всероссийский земский съезд прямо говорит о том, что без земских общин не будет ни земских школ, ни земских больниц, ни земского (народного) уклада жизни, основанного на народной культуре и традициях. И считает, что именно учительство должно взять на себя инициативу по созданию общин в сельской и городской местности. Земская школа совместно с больницей, клубом и церковью призвана стать очагом возрождения России на принципах демократии и гуманизма, на общечеловеческих принципах, с одной стороны, и на традициях национальной культуры, с другой. Съезд подчеркнул, что русская национальная школа — предполагаемая основа земского движения — должна строиться на православных ценностях. А вообще-то, как считают лидеры движения, возникает она не на пустом месте: она выступает преемницей всего лучшего, что было в дореволюционной и советской школах, освобождаясь от присущих им недостатков.

Но пока нет практического опыта работы земских школ из-за отсутствия таковых, трудно судить о том, что такое вообще земская школа и что же такое движение земских учителей.

Есть ряд противоречий и в концептуальных положениях. Так, в Обращении к работникам образования говорится о том, что земское образование должно быть бесплатным, а дети из многодетных и малообеспеченных семей должны получать материальную помощь из бюджетов организаций системы земского образования, из средств, поступающих из общин в виде пожертвований трудовых коллективов и частных лиц. Согласно концептуальным положениям земская школа трансформируется из государственной в общественно-государственную образовательную организацию. Вариант трансформации частной школы в земскую рассматривается в том случае, если эта частная школа создавалась не под какую-либо идею и строго разработанную концепцию, а в основном для удовлетворения запроса более комфортных условий для детей. Ухудшение экономической ситуации и отсутствие традиций частных школ в России приводит к их расформированию. Поэтому земская школа может выступить в роли спасательного круга. Таким образом, земство призывает спасать частные школы и трансформировать государственные. Остается неясным: это уравнительные тенденции или политическая спекуляция?

Обучение в земской школе — бал гуманитарных и естественнонаучных технологий. Однако обращение к «вере отцов наших» и традиции преподавания естествознания в бывшем Советском Союзе могут не всегда сочетаться. Тем не менее, по замыслу съезда, земская школа должна будет сочетать поиск истины в науках и соборно обретать Истину через осознание единства со своим народом в его главных жизненных ориентирах, в его историческом бытии. Но Истина обретается не через осознание этого единства, а в интимном общении с Богом.

Обобщая, можно сказать, что земское движение, претендуя на универсальность, смешивает в кучу все популистские и модные новации, не отличаясь пока лица необщим выраженьем. Самое опасное здесь заключается в том, что движение, возникшее на волне отказа от унификации в образовании, само неизбежно к этому стремится. Поэтому на съезде и прозвучали предостережения о том, что такая унификация может привести к уничтожению возникающих местных особенностей, к дискредитации самого движения. На сегодняшний день, судя по выступлениям на съезде, объединять и обобщать пока что нечего, а идея земского движения представляется ветхим рубищем, извлеченным из политического гардероба.

 

№ 6, 1995 г. С. 26–29

 
PR-CY.ru