Религия народов Месопотамии. Сирийские и финикийские культы - Страница 3

Религиозные взгляды сирийцев и финикийцев (ханаанцев) имеют много сходных черт как в основе, так и в отдельных формах богопочитания. Основным началом во всех религиях является поклонение природе. Боги выступают в образе великих и могущественных, восседающих на небесах владык неба и земли – преимущественно той страны или города, в которых они почитаются, проявляя свою таинственную силу в разнообразных явлениях природы.

Отсутствие политического единства привело к тому, что ни у одного из семитских племен не было такого святилища, которое пользовалось бы всеобщим почитанием, однако в организации культа все они имеют много сходного. В частности, семиты любили молиться на высотах, потому что на возвышенных местах человек якобы находится ближе к божеству. Ради этого строились зиккураты в Вавилоне. Это богослужение на возвышенностях сохранилось также в Сирии и в более поздний период. Однако считалось, что божества проявляли свою силу и могущество больше всего там, где проявлялась животворящая сила природы: у источников воды и в священных рощах. Сирийские и финикийские храмы были малы; кроме святилища, где находилось изображение божества, имела значение их окрестность. Поэтому храмы строились, как правило, у источников священных вод и окружались священными рощами.

Священное дерево играло большую роль; даже вбитый в землю деревянный столб обозначал место, где божество проявляет свою силу. Не менее священными считались места с камнями конической формы. Их называли бетил – буквально «дом бога», обливали маслом и жертвенной кровью. Богов нужно было больше бояться из-за их разрушительной силы, нежели ожидать от них милостивой помощи. Поэтому главной целью культа являлось предотвращение возможных несчастий.

Несмотря на воздействие египетской, вавилонской и греческой культур, а также на свойственное торговому народу стремление заимствовать знания от чужеземцев и на способность приспосабливаться к местным условиям, религия финикийцев сохранилась в более чистом виде, нежели религия сирийцев. Однако хотя финикийцы сумели сохранить собственные религиозные формы, многие божества, почитавшиеся финикийцами (например, Дагон, Анат или Решеф), были заимствованы у других народов.

Главным божеством ханаанского пантеона был Эль («Господь»), олицетворявший высшую силу, действующую во всех делах людей и божеств. Его именовали «отец людей» (аб-аат) и «милостивый, милосердный» (рахман), что, возможно, указывает на его высший моральный авторитет. Его также именуют «быком», что указывает на его силу. Именно так он представлен на стеле из Рас-Шамры в виде человекообразной фигуры с бычьими рогами. Бог изображен сидящим, хотя обычно его принято изображать в позе стоящего воина, готового к нападению. Эль именовался также «создателем всех вещей»; его считали родоначальником царской власти. В образе Эля воплощено ханаанское представление о высшем всемогущем Боге, властном над любой злой силой. Наименование «Баал» могло употребляться и как титул, обычно означающий носителя власти, поскольку ханаанцы считали, что верховная власть имеет божественное происхождение, чему соответствует его трактовка как главного божества в их культе плодородия.

 



 
PR-CY.ru