Однако культура народов, проживающих на территории Малой Азии, характеризуется не только египетским влиянием. Так, например, сюжет мифологической поэмы о смене на небесах четырех поколений богов аналогичен сюжету в греческой Теогонии. В свою очередь, эта же поэма возводится к прототипу вавилонской поэмы о сотворении мира; хурритские и хеттские имена главных богов восходят к аккадским, и, в конечном счете, – к шумерским. Первым богом был Алалу (шумерский Энлиль), который, спасаясь от своего врага, бежал в Нижний Мир (т.е. в загробное царство). И в греческой мифологии в первом поколении богов был Океан, божество Нижнего Мира. Имя главного хурритского бога второго поколения Ану (от шумерского Ан – Небо) аналогично первоначальному значению имени греческого бога Урана (небо). Свергнутый Алалу бежит в Нижний Мир, Ану – убегает на Небо. Существует немало сведений для подтверждения наличия связей хурритско-хеттской и греческой мифологии, а также связей хеттско-хурритской мифологии с мифологией Египта и даже Кавказа.

Эпоха Среднего царства по времени совпадает с Троянской войной. В молитвах этого времени, обращенных к богам, хеттские цари жалуются, что вторгшиеся в их страну племена каска отняли у них города северной Малой Азии – древние культовые центры, приносившие богам жертвоприношения. Поэтому на первый план выдвигаются южные и юго-западные области Малой Азии, а в исторических рассказах впервые упоминаются ахейцы. К этому времени относятся и самые ранние образцы ритуалов, составленных от имени жриц – обитательниц этих областей со смешанным хуррито-лувийским населением. Влияние Египта здесь проявляется, в частности, в том, что так называемая хеттская иероглифическая письменность была создана населением южных частей Малой Азии, быть может, по образцу египетской иероглифики.

Не менее значительным признается культурное влияние Сирии, особенно в эпоху Нового царства. Так, например, пантеон хеттов возглавлял бог грозы, что неудивительно, поскольку Анатолийское нагорье – страна бурь и дождей. Культ бога грозы ассоциируется в текстах с очень многими городами. На памятниках сирийского искусства этот бог нередко изображался стоящим с топором в правой руке и символической молнией – в левой. На анатолийских памятниках он едет по горам на колеснице, запряженной быками. Бык – священное животное бога грозы, иногда замещавшее его на алтарных изображениях. В дальнейшем бой с быком приобретает культовое значение как бой одних богов с другими, где победивший получает силу побежденного. Это представление получило свое наиболее яркое выражение в культе бога Митры, победившего священного быка бога грозы. До наших дней от митраизма оно сохранилось в обычае корриды.

 



 
PR-CY.ru