Это привело к возникновению новой науки – хеттологии, изучающей историю, языки, культуру и религию народов Малой Азии. В результате расшифровки клинописных табличек выяснилось, что храм Язылыкая использовался хеттскими царями Нового царства (XIV–XIII вв. до н.э.) для заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. В это время вырастает удельный вес южных областей Малой Азии со смешанным хурритским и лувийским населением в составе Хеттского царства. Царицы этой династии носят хурритские имена, а цари – двойные (хурритские – от рождения, хеттские – по восшествии на престол). Святилище в Язылыкая является важнейшим из тех немногих монументов, которые с уверенностью датируются эпохой империи. Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефным изображением богов и богинь, которые шествуют двумя процессиями, встречающимися в центре дальней стены, напротив входа. Многие божества несут в руках символические предметы. При исследовании рельефа ученые обнаружили, что хетты заимствовали хурритский пантеон богов.

Вся история хеттов учеными делится на три периода: Древнего Царства (XVII–XVI вв. до н.э.), Среднего царства (XV в. до н.э.) и Нового царства (XIV–XIII вв. до н.э.). В период Древнего царства среди хеттских писцов были и специалисты из Вавилона, о чем свидетельствуют двуязычные тексты (шумерские и аккадские) о подвигах хеттских царей. Они старались тщательно переводить и записывать мифы на языке хатти, уже тогда ставшего мертвым. Своими корнями хеттская культура уходит к тем временам, когда главным городом хеттов был Канес (староассирийский Каниш, или Неса, современное Кюльтене, к югу от Богазкёя). О богах с именами индоевропейского происхождения, например о Пирве, хетты и позднее говорили как о «богах Канеса», что свидетельствует о том, что хетты не являются коренными жителями Анатолии, хотя их племена и племена хурритов издавна проживали на территории Малой Азии.

В начале II тысячелетия до н.э. здесь расселились также индоевропейские племена (лувийцы, несситы и др.). Тогда же возникли и первые города-государства. Всю культуру этого периода принято называть хеттской по названию самого могущественного из них. Во II тысячелетии до н.э. самостоятельные малоазиатские города-общины объединились под властью царей Хатушши (Хатуссы) в некое подобие единого государства, сохранив при этом многие местные традиции и частичное самоуправление. Власть царя ограничивалась советом знати – тулией. Без его согласия царь не мог назначить себе преемника и решать важнейшие вопросы жизни государства. Наряду с тулией в ранний период важную роль в государственной политике играло народное собрание – панку.

 



 
PR-CY.ru