Источниками изучения религий древнего Междуречья служат также памятники искусства, которые носят ярко выраженный культовый характер. Архитектура и скульптура представлены здесь не только храмами и изображениями богов; они также утверждают могущество земных царей, их политическую власть. Образ правителя на этих памятниках обожествляется. Так, например, на пластине из розового песчаника с изображением побед Нарам-Сина нога царя на теле поверженного врага символизирует не только его победу, но и претензии на абсолютное господство.

 

Стела Нарам-Сина (ок. 2225–2185 до н.э.). Аккадский царь Нарам-Син увековечен в верхней части стелы из розового песчаника. Он изображен во главе своей армии, возвышаясь над нею, подобно богу. Его фигура, более крупного размера, чем у его солдат, и рогатая тиара подчеркивают его значимость. Обожествление царя свидетельствует, что художественное творчество имело не только культовую направленность, но и служило прославлению власти. Непосредственность и вдохновение мастеров уступают место расчетливому прославлению имперской мощи, что вполне очевидно в этой композиции (Лувр, Париж).

 



 
PR-CY.ru