Жрецы на сцене активно оказывают ритуальные услуги убитому богу. Они готовят статую к погребению и затем погребают ее. После этого в мистерию включается новое лицо – бог Гор, сын Осириса. Начинается «великий бой» богов, битва Гора и Сета, проходящая с переменным успехом. Наконец Гор одерживает победу и расправляется с другими врагами Осириса. Когда все заканчивается, снова выносится статуя Осириса. Осирис воскрес! Начинается всеобщее ликование. Скульптуру воскресшего Осириса снова вносят в храм и ставят на место до следующей мистерии.

Подобные театрализованные представления устраивались в честь других богов. Мистерии сопровождались празднованиями и народными гуляниями. Так, в дни мистерий Осириса и Исиды справляли коронованные обряды. Фараон, вступавший в должность властителя Египта, был центром мистерий: вокруг него разворачивались все действия. Он же был Гор, победитель Сета, а умерший фараон, чье мертвое тело тоже присутствовало в спектакле, был безмолвен; он – Осирис, убитый Сетом.

Мистерии Осириса и Исиды разыгрывались два раза в год. Первый раз – в начале весны, когда даже в Египте на короткое время оживала природа. Весенняя мистерия совпадала со временем уборки урожая, поэтому жрецы (в эпоху владычества греков и римлян) часто изготавливали фигуру Осириса из нильского ила (а он черного цвета). Ил смешивался с зернами нового урожая, которые начинали прорастать на теле Осириса – символ ожившего бога. Это скульптурное изображение устанавливалось в храме и хранилось в течение одного года. Весной следующего года эту скульптуру заменяли новой, изготовленной из свежего ила и зерен нового урожая.

Второй раз мистерии Осириса и Исиды разыгрывались в первой половине ноября – последнего месяца разлива Нила. Это был очень важный период: начиналась обработка полей, посев, полив, закладывались основы будущего урожая. Для Египта это означало наступление весны. Таким образом, культ Осириса и связанных с ним других богов имел отношение к астрономическим явлениям и в то же время был связан с чисто сезонными изменениями: с весной, когда природа оживала, и с осенью, когда природа умирала.

Поскольку жрецы принимали непосредственное участие в мистериях, посвященных богам, к ним предъявлялись повышенные требования. В частности, они должны были совершать омовения шесть раз в сутки, наголо брить голову, одеваться в льняные одежды и вообще соблюдать строгие правила чистоты; только старейшие и мудрейшие из них допускались к святыням. Каждый из них был специалистом в какой-то одной области: одни в области священной музыки, другие – в литургических текстах, третьи – в обряде жертвоприношений. Жрецов обучали в школах при храмах – «домах жизни». Чаще всего сын наследовал жреческие обязанности отца, иногда фараон жаловал жреческое достоинство кому-либо из своих любимцев. Жрец проходил длительное обучение и был обязан хорошо владеть своим ремеслом. Кроме того, жрецы распоряжались имуществом богов. Так, в Карнаке богу Амону принадлежало 200 000 гектаров земель, на которых трудились 80 000 человек. Великие жрецы Амона обладали громадным влиянием, в чем убедился Аменхотеп IV, попытавшийся поколебать их авторитет.

 



 
PR-CY.ru