Перед фараоном – Гор, бог Верхнего Египта в образе победоносного сокола. Он «держит на привязи» пучок папируса – эмблему Нижнего Египта, которого называли «страной папирусов». Интересными деталями являются изображения в нижней части быка, топчущего человека, который разрушает крепостную стену; и голов быков – в верхней. Культ быка Аписа, считавшегося душой и оракулом бога Пта и даже воплощением бога Осириса, был позже разработан жрецами Мемфиса, во время правления фараонов II династии.

 

Известна также погребальная стела 4-го фараона I династии, имя которого обозначается с помощью иероглифа-змеи (Джет). Центром композиции является бог Гор, покровитель династии, изображенный в виде сокола. Гор защищает как самого фараона, который является его собственным воплощением на земле, так и его дворец, символически изображенный в виде фасада с выступами и двумя вратами – в Верхний Египет и в Нижний Египет.

Менес выбирает в качестве столицы город Тис. Во время его правления и правления его последователей (тинитская эпоха) сложилась централизованная царская власть; к этому времени ученые относят также изобретение иероглифического письма. Однако окончательно структура власти фараонов в Египте установилась в течение следующего периода – в эпоху Древнего царства, когда происходит зарождение египетской цивилизации. Административная, религиозная и экономическая централизация начинают служить божественному правителю. Столицей становится город Мемфис. Царская власть опирается на жрецов и высокопоставленных чиновников; вводится должность визиря. Фараон объявляет себя сыном Ра, бога Солнца; дворцы и усыпальницы (пирамиды в Саккаре и Гизе) должны зримо свидетельствовать о бессмертии царей.

Особенности политической и духовной жизни страны в разные ее периоды ярко отражают сохранившиеся портреты египетских фараонов. Например, в облике Хефрена (IV династия), представленного как земное воплощение бога Гора, отражено священное величие; доброжелательность – в облике его сына Микерина, окруженного богинями (в виде богини Хатор изображена его жена). Черты лица Сесостриса (Сенусерта) III (XII династия) несут в себе печать мирских проблем. Искусство же Амарнского периода (XVIII династия), а также следующего за ним периода Рамсесов (XIX династия), сочетающее блестящую скульптурную технику с вниманием к деталям, породили образы, поражающие эмоциональностью и хрупким изяществом.

Около 2185 г. до н.э. (после смерти фараона Пени II) в стране наступила анархия; заканчивается период Древнего царства. В Египет проникают иноземцы, начинается время политического и социального кризиса. Местные чиновники, получившие наследственное право владеть имениями, приобрели независимость от центральной власти. Восстановление единства страны правителем Фив Метухотепом I (Верхний Египет) открывает эпоху Среднего царства (2050–1786 до н.э.), для которой характерно, в частности, развитие литературы. Государство в это время опиралось на фиванское жречество бога Амона и на писцов, составлявших средний класс.

В Лувре (Париж) хранится статуя царского писца Каи (ок. 2500 до н.э.), сидящего в строгой канонической позе, поражает силой взгляда. Радужная оболочка его глаз выполнена из горного хрусталя, а зрачок – из эбенового дерева. Все это создает незабываемое впечатление от этого шедевра еще эпохи Древнего царства (V династия), когда в Египте царил настоящий культ письма, а писцы занимали высокое общественное положение.

В XVII в. до н.э. на Египет напали многочисленные племена гиксосов, жителей Ближнего Востока. Они неслись на боевых колесницах, сметая все на своем пути. На египтян такое обилие лошадей (невиданных ранее животных) произвело парализующее впечатление; они не оказали должного сопротивления. Передовые отряды гиксосов, преодолев Нил, понеслись дальше на запад, в Сахару, которая в те времена еще не была песчаной пустыней. Гиксосы захватили все караванные пути и в течение столетия удерживали над ними власть. Это нашествие означало для Египта окончание эпохи Среднего царства. Гиксосы принесли в Египет свои культурные традиции и в том числе свои мифы о богах. Египтяне оказались восприимчивы к этим мифам, и с этого времени в составе пантеона египетских богов оказываются Иштар (вавилонская богиня любви), Хадад (бог дождя и ветра), Ям (бог моря) и другие божества семитских народов, а египетский Сет сливается с семитским богом-первопредком Шетом (или Сутехом).

 



 
PR-CY.ru