Исламский мир является родиной парфюмерной продукции. Многочисленные сорта душистых масел были приготовлены из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы, лилий, белого жасмина, мирта, майорана и померанцевого корня. В Средневековье ароматные воды, привезенные из мусульманских стран, не имели себе равных. Именно Восток приучал светских и духовных князей Европы к роскоши и изысканности. И пока европейский быт не испытал влияние мусульманской культуры, он был достаточно суровым и аскетичным.

Мусульмане прославились мастерством приготовления пищи из пшеничной муки и восточных сладостей. В древности для помола пшеницы широко применялись ручные мельницы, но уже в раннем Средневековье в мусульманских городах, расположенных у рек, появились плавучие мельницы. А в иракском городе Басре даже строили мельницу, вращаемую отступающей во время отлива водой.

Развитие культуры немыслимо без производства бумаги. Китайская бумага, производимая в Китае и Самарканде, существенно снизила цену на бумагу и практически вытеснила из употребления папирус и пергамент. Мусульманские мастера ввели основательное новшество: начали изготовлять бумагу не из тутового дерева и бамбукового тростника, как это было в Китае, а из тряпья. Бумажные фабрики имелись в разных городах, но основным центром оставался Самарканд.

Мусульманские города были центрами науки и культуры средневекового мира; они притягивали к себе ученых. В университеты мусульманской Испании (в Кордову и Севилью) приезжали учиться из Франции и Италии, были среди обучаемых даже религиозные деятели из Ватикана.

Умение писать и читать считалось даром Божьим, поэтому большим уважением пользовались чтецы и переписчики. На улицах и базарах мусульманских городов можно было встретить многочисленных писцов, которые писали письма, составляли договоры и заявления. Хороший почерк и умение использовать различные виды письма ценились как высокое искусство. Переписчики и каллиграфы, владевшие арабской письменностью, состояли на службе у халифов, эмиров и султанов. Многие произведения поэтов, философов и ученых древности и мусульманского Средневековья дошли до нас благодаря переписчикам.

Каллиграфия в исламе считается высшим из всех искусств, поскольку проводит идеи Корана. Каллиграфической вязью украшались посуда, ткани, изделия из металла, архитектурные сооружения. Применялись различные виды арабского письма, от округлого наска до угловатого куфического. Надписи окаймлялись ажурным геометрическим орнаментом и стилизованными растительными мотивами.

Ценным качеством культурного человека признавалась хорошая память, необходимая для приобретения религиозных и научных знаний. Развитию памяти способствовало заучивание наизусть коранических аятов; в мусульманских учебных заведениях этому уделялось самое серьезное внимание.



 
PR-CY.ru