В богатой литературе эпохи расцвета особое место занимает поэт-философ аль-Маарри (973–1057 гг.). Его творчество – это не только одна из вершин средневековой арабской поэзии, но и своеобразный синтез сложной и пестрой духовной культуры Халифата. Во взглядах аль-Маарри переплетаются влияния античной мысли, мусульманских рационалистических учений, философско-религиозной доктрины шиитской секты исмаилитов и мусульманского правоверия. Вместе с тем его творчество венчает долгий путь развития арабской философской лирики, от пессимистических сентенций доисламских поэтов и элегий Абу-ль-Атахии до размышлений о бренности бытия в панегириках аль-Мутанабби.

Слепой с детства, он все же сумел изучить философию, богословие и мусульманское право, арабскую грамматику, древнюю поэзию и другие науки, т.е. овладеть всем комплексом знаний, обязательных для образованного мусульманина того времени. Его произведения насыщены эрудицией и разнообразными реминисценциями из древнеарабских преданий, Корана и хадисов. Большую часть жизни гениальный слепец прожил «узником двойной тюрьмы» – слепоты и добровольного заточения, хотя в его дом стекались почитатели и ученики со всех концов мусульманского мира, а многие образованные люди состояли с ним в переписке.

Кроме двух собраний стихов, аль-Маарри принадлежит много научных сочинений, относящихся к разным областям знаний и посланий научно-литературного характера. Наибольший интерес представляет «Послание о прощении», некоторыми особенностями напоминающее видения европейской средневековой литературы. Оно было сочинено в 1033 г. в ответ на письмо богослова и литератора Ибн аль-Кариха, в котором аль-Карих высказывается по вопросам догматики с ортодоксальных позиций, обрушивается на еретиков и пытается доказать, что всякие проступки против веры неизбежно влекут за собой наказание как в земной жизни, так и в потусторонней.

«Послание о прощении» начинается серией иронических комплиментов в адрес аль-Кариха за его «благочестие» и «близость к богу». Далее следует рассказ о путешествии аль-Кариха в загробный мир и описание жизни в раю, сделанное сатирически на основании буквального понимания текста Корана. Оказывается, после смерти и воскресения аль-Карих попал в Долину Воздаяния, где долго страдал от жары и жажды, ожидая решения своей участи. Еще в земной жизни он запасся документами, подтверждающими его добрые деяния, и, оказавшись перед вратами рая, расталкивает толпу страждущих и преподносит хвалебные стихи стражнику рая Ридвану.

Последовательно Ибн аль-Карих ведет переговоры с дядей пророка Хамзой, с его двоюродным братом Али и, наконец, с самим Мухаммадом, но пророк требует от него бумагу, где было бы сказано, что тот раскаялся и получил отпущение грехов. Таким образом, нравы на небе удивительно напоминают нравы современного поэту общества. В конце концов, после долгих проволочек Ибн аль-Карих получил из «Большого дивана» («диван» – собрание, правительство, в данном случае – «небесная канцелярия») свидетельство о покаянии и был прощен Мухаммадом, приложившим свою печать.

 



 
PR-CY.ru