К этому времени относится творчество одного из крупнейших поэтов – аль-Мутанабби (915–965 гг.). Его творчество – вершина арабской панегирической поэзии. В 925 г. будущий поэт вынужден был бежать вместе с родителями из Куфы в Сирию к бедуинам, среди которых он провел около двух лет. Пребывание среди кочевников в значительной степени определило будущий общественный идеал поэта, его политические и художественные симпатии, наложило отпечаток на его мировоззрение. Аль-Мутанабби проникся любовью к бедуинскому характеру и усовершенствовался в знании арабского классического языка, сохранившегося в бедуинской среде лучше, чем в условиях больших городов, жители которых говорили на местных диалектах.

В его ранней поэзии ощущается сильное влияние смутного времени. Он выступает то как тщеславный проповедник, чуть ли не основатель новой религии, призывающий кочевников к восстанию во имя не вполне ясных шиитских идеалов, то как выразитель бедуинского мировоззрения, готовый возглавить кочевников в их разбойничьих набегах. Безудержное самовосхваление и прославление собственной храбрости перемежаются в его поэзии этого периода с описаниями сражений, героем которых неизменной является сам поэт. В конце этого периода у него появляются первые минорные нотки, ставшие позднее столь обычными в его стихах.

Второй период в творчестве аль-Мутанабби связан с двором алеппского правителя Хамданида Сайф ад-Даули, покровительством которого пользовались многие литераторы и ученые. Поэт стал другом правителя, сопровождал его в походах на Византию и против бедуинов-кочевников. Стихи, сочиненные в этот период, составляют более трети его поэтического дивана («Сайфийят»), и в них поэт выступает исключительно как панегирист. При дворе он был вынужден вести борьбу со своими идейными противниками, и его раздражение против придворных недоброжелателей вылилось, в конце концов, в прямое столкновение с одним из них, в результате которого аль-Мутанабби вынужден был покинуть Алеппо. Поэт отправился в Египет ко двору ихшидидского правителя, негра, евнуха Кафура, соперничавшего с Хамданидами из-за Сирии. При Кафуре поэт исполняет роль придворного панегириста и всячески заискивает перед ним, однако вскоре тайно бежит из Египта и сочиняет на Кафура несколько ядовитых поношений.

Последние три года жизни они провел в скитаниях по Ираку и Ирану, дважды побывал в Багдаде, в Южном Иране (в Арраджане), в Ширазе. Тоска по родному Ираку заставила поэта покинуть Шираз, и в сентябре 965 г. на пути в Багдад он был убит человеком, сестру которого высмеял в одном из стихотворений.

Его литературным соперником в хамданидском кругу был Абу Фирас, двоюродный брат и воспитанник эмира. Судьба этого поэта сложилась трагически. Он был назначен начальником крепости Манбидж на границе с Византией, византийцы взяли его в плен и продержали семь лет, а после возвращения в Алеппо он погиб в сражении при попытке захватить власть в княжестве. Основные темы его поэзии – рыцарская доблесть и любовь. Средневековые критики ценили Абу Фираса за искренность и умение передать тончайшие оттенки своих переживаний и чувств.

 



 
PR-CY.ru