В большинстве эпизодов осмеянию подвергается не столько скупость как таковая, сколько логика скупцов, их «доводы и рассуждения». Основу комизма составляет изощренная софистика, многословная, оснащенная ссылками и цитатами, абсурдная аргументация скупцов, в изображении которых аль-Джахиз проявляет неистощимую изобретательность. В этом вкусе к софистике, так же, как в умении анализировать человеческие побуждения, сказался рационалист-мутазилит с его высокой культурой мысли и склонностью к теоретизированию. Его манера изложения показалась столь привлекательной, что в дальнейшем ее восприняли многие ученые и литераторы.

Аль-Джахиз не случайно направлял стрелы своей сатиры против жителей Хорасана: литература на языке фарси возникла именно здесь на рубеже VIII–X вв. Она выросла на гребне волны антиарабских выступлений, которые привели к власти иранские династии (сначала Тахиридов и Саффаридов, а затем Саманидов) и к возрождению родного языка и иранской традиции, поскольку в результате завоевания и распространения ислама языки покоренных народов стали вытесняться арабским языком. Как язык религии и государства, он стал единственным общеобязательным литературным языком на всей территории Арабского халифата.

В X в. багдадские халифы утратили последние остатки былого могущества. Распад Халифата отразился на всем. На состоянии литературы он отразился, скорее, благоприятно, и период с X по XII вв. стал одним из самых плодотворных в ее развитии. Борьба, обострившаяся во всех сферах идеологии в связи с ростом сектантства и еретических учений, дала толчок разнообразной духовной деятельности. Правители мелких княжеств, соперничавшие между собой и стремившиеся перещеголять друг друга во всех областях культуры, привлекали к себе ученых и поэтов и щедро осыпали их дарами. В начале X в. больше других прославились такие культурные центры, как Багдад, Алеппо (столица государства Хамданидов), крупные города Северной Африки и Андалусии, а также Дамаск.

На IX–XII столетия приходится «золотой век» исламской цивилизации, когда именно она стала определять уровень мировой культуры, как материальной, так и научно-философской. Расцвет арабской литературы в X–XII вв. был результатом духовной деятельности многих народов, в ней как бы синтезировалось все лучшее, что было создано различными народностями Халифата на протяжении многих поколений. В этом синтезе кроется причина многообразия и глубина идей арабской литературы периода расцвета и разнообразия ее форм. Вместе с тем и появляются некоторые черты застоя. Всевозрастающая нетерпимость начинает постепенно душить свободомыслие. Дает о себе знать консерватизм в сфере художественной формы. Если в период расцвета арабской поэзии канон понимался как воплощение идеала, то со временем он начинает выступать лишь как образец для поэта, сковывающий его творческие возможности жесткими законами нормативной эстетики, порождается шаблон, умышленная стилизация и архаизация. Все большую роль начинают играть формальная изощренность, а виртуозная техника приобретает зачастую самодовлеющее значение.

 



 
PR-CY.ru