6. Мусульманская культура в период расцвета.

Наиболее плодотворным в истории средневековой арабской культуры был период с VIII по XII вв. – время правления династии Аббасидов. Именно тогда понятие «арабы» постепенно меняет свое содержание. Потомки арабских завоевателей теряют свое привилегированное положение в государстве и постепенно растворяются среди коренного населения империи. Жители значительной части покоренных кочевниками провинций воспринимают язык и религию завоевателей и начинают принимать активное участие в развитии арабской культуры. Народы Халифата, не подвергшиеся полной арабизации, пользуются арабским языком в своем научном и литературном творчестве, как пользовались латынью ученые Средневековой Европы. Арабизировавшиеся или сохранившие свою этническую и языковую самобытность народы Передней и Центральной Азии, а также Средиземноморья, унаследовавшие в значительной мере культурные традиции народов Древнего Востока и античного мира, своими традициями и опытом вносят существенный и самобытный вклад в развитие культуры Халифата. Именно в этот период наука и литература арабов приобретает мировое значение и оказывает влияние на развитие мировой культуры.

В религиозном отношении население Халифата отличалось крайней пестротой. В государстве жили мусульмане, христиане различных сект и толков, иудеи, зороастрийцы, манихеи, буддисты и т.д. Аббасидские правители вынуждены были, по крайней мере, в начальный период правления династии, проявлять известную религиозную терпимость. Греческая философская мысль, с которой арабы познакомились благодаря трудам многочисленных, всячески поощряемых халифами переводчиков, предоставила в распоряжение враждебных ортодоксальному исламу направлений мощное оружие в виде логики. Особенно широкое распространение в среде образованных мусульманских богословов получило сложившееся под влиянием греческой философии рационалистическое учение мутазилитов, возникшее в VIII в. в среде ученых-богословов Басры.

Это учение получило широкое распространение в городах Халифата, особенно в Ираке и Иране, а в начале IX в. при халифе аль-Мамуне (813–833 гг.) оно было признано официальной формой мусульманского вероучения. Мутазилиты выступали против антропоморфизма – представления Бога в человеческом образе. Исходя из представления о единстве Бога, они отрицали учение ортодоксального ислама о вечности и несотворенности Корана и считали его одним из творений Аллаха. Отстаивая незыблемость основных положений Корана, мутазилиты считали возможным аллегорическое толкование отдельных его мест. Защищая тезис о справедливости Аллаха, они отвергали учение о полном предопределении и отстаивали тезис о свободе человеческой мысли и воли в совершении добрых и злых дел. Развитие арабской литературы также было тесно связано с философской борьбой мутазилитов с теологами-ортодоксами.

 



 
PR-CY.ru