Со временем содержащихся в Коране предписаний религиозного и светского характера оказалось недостаточно для разрешения вновь возникавших в мусульманской общине вопросов, и юристы-теологи (факихи) вынуждены были обратиться к рассказам (хадисам) о деятельности и речах пророка Мухаммада, восходящим к его сподвижникам, которые могли играть роль своеобразных юридических прецедентов. Так, языческая сунна – старинные неписаные морально-правовые предписания, регулировавшие жизнь доисламского патриархального общества, сменялись мусульманской сунной – «преданием», основанным на хадисах и регулирующим жизнь мусульманской общины. Сунна (букв. Путь, Жизнь, Образец) стала одним из главных источников мусульманского права и оказала большое влияние на развитие арабской художественной и деловой прозы. Наряду с Кораном (Священным Писанием) она составляет основу вероучения, культовой практики и в целом образа жизни мусульманских общин. Сунна основана на хадисах и ахбарах, т.е. устных и письменных рассказах о жизни Мухаммада и его проповедях, а также об иных персонажах, никогда не упоминавшихся ни в Коране, ни в Библии, причем некоторые из них имели местное, а не общеисламское распространение. В основном же Сунна воспринимается как жизнь Мухаммада – пример жизненного пути каждого мусульманина, т.е. правильные, по исламским нормам, поступки, действия, внешность и образ жизни в целом. Она дополняет Коран, выражает традиционность, и в этом смысле ей противоположна бида (т.е. инновация), нечто новое и недозволенное. Так, ряд богословов относит к категории бида представления о наличии у Аллаха антропоморфных черт.

Слово Аллаха (Коран) и традиция пророка Мухаммада (хадисы) являются главными источниками шариата. Арабское слово «хадис» означает «передавать сообщение, рассказывать». В исламской традиции хадис – это рассказ о высказываниях и поступках пророка и его сподвижников. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы пророка. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступками Мухаммада, поэтому хадис – слово пророка, его указание, как поступить в том или ином случае, своего рода правовой прецедент. Разъясняя различие между хадисом и Кораном, богословы говорят: «Сунна – образец практического применения повелений Корана в жизни». С точки зрения шариата, пророк Мухаммад – первый комментатор Корана, его изречения (хадисы) служат средством понимания Корана. Коран является первым источником шариата, а хадис и Сунна – вторым. Коран в целом и все его аяты (стихи) в отдельности являются категорическими, нерасчлененными, последовательными, тогда как хадисы не имеют такого императива абсолютности. Все остальные источники права – иджма (согласованное мнение авторитетных богословов по религиозно-юридическим вопросам), фетвы (юридические и богословские заключения теологов), – имеющие важное значение для шариата, не должны противоречить Корану.

Мусульманская культура неотделима от единобожия – монотеизма. В соответствии с главным догматом ислама (Аллах – единый и единственный Бог) должна быть приведена вся жизнь мусульманина, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского. Говорят, что соответствующий пример дал сам пророк. Когда ему строили жилье в Медине, то в соответствии с его пожеланиями был создан новый тип постройки, отличительной чертой которого были колонны, поддерживающие потолок. Дом пророка Мухаммада стал прообразом мечети – места для молитвы, духовного общения человека с Богом. Поэтому мечети просторны, в них нет посторонних предметов, которые мешали бы совершению молитвы, поклонов, падению ниц.



 
PR-CY.ru