Философия суфиев также не укладывалась в ложе исламской ортодоксии. Они учили, что вся природа, в том числе человек, поглощается Богом, что Существо Бога проникло во все вещи, и во всем видели Его частицу. Для суфиев Бог был не чем-то непостижимом на недостижимых небесах, а находился рядом, и суфий всегда видел Бога перед глазами. Как следствие рождалось представление о возможности прямого контакта человека и Бога во время молитвы, хотя исламская теология даже пророку отказывает в этой чести. Ведь согласно установившемуся представлению, Мухаммад обращался с Аллахом не непосредственно, а через архангела Джабраила. Охваченные возвышенной любовью к Богу, суфии, конечно, не признавали никаких посредников. Их поэты в стихах описывали беседы своего духа с Божественным Духом и договаривались даже до того, что ставили знак равенства между ними. Об этом, в частности, писал знаменитый суфийский поэт Халладж в одном из своих стихотворений. Эту дерзость ему простить не могли, и он был осужден как еретик и принял мученическую смерть в марте 922 г. Гонения постигли и некоторых других суфиев. Отношение к суфизму изменилось только в конце XI в., когда его реформированием занялся великий мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали. Он приспособил суфизм к мусульманской ортодоксии и придал ему форму благочестия и аскетизма.

Аль-Газали родился в 1059 г. в Хорасанской области Ирана в небогатой семье торговца шерстью. Он рано лишился отца и получил начальное образование под наблюдением своего опекуна, затем учился у различных преподавателей в Тусе, Горгане и Нишапуре, – в то время главном культурном центре Хорасана. После окончания учебы аль-Газали занял пост главного преподавателя богословских наук в багдадском медресе (школе) «Низами», поскольку к этому времени уже был известным богословом не только в Хорасане, но и во всем Иране.

Считается, что аль-Газали написал более 400 произведений по философии, логике, богословию, мусульманскому праву и суфизму. Все они были посвящены защите ортодоксальной мусульманской религии, критике различных еретических учений и составили золотой фонд исламской духовной литературы. Сам философ писал, что сделал это не из желания заслужить чье-либо одобрение, а единственно в поисках истины. В 1091–1095 гг. из-под его пера вышли две фундаментальные работы: «Намерения философии» и «Самоопровержения философов», составившие настоящую эпоху в истории философской и богословской мысли мусульманского Востока. Цель – дать опровержение античной греческой философии (прежде всего, Аристотеля), которая стала на Востоке основой для материалистических философских систем таких известных мыслителей, как аль-Фараби и Ибн Сина (в отличие от Запада, где ее удалось успешно приспособить к нуждам христианской теологии). Влияние упомянутых философов на умы в то время было очень велико, и следовало дать достойный ответ врагам веры и защитить религию. Сложность, однако, состояла в том, что для опровержения философии надо было прибегнуть к аргументации и логике самой философии.

 



 
PR-CY.ru